Список форумов ДЖД + Транссиб FAQ Пользователи Поиск Группы Профиль Войти и проверить личные сообщения Вход Регистрация
ДЖД + Транссиб
Объединённый форум сайтов «Детские железные дороги СССР» и «Вэб-энциклопедия Транссибирская магистраль»
 ДЖД в Европе Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую тему Ответить на тему
Автор Сообщение
VIVAS



Зарегистрирован: 08.07.2003
Сообщения: 284
Откуда: Киев, Украина; сейчас учусь в Чехии

СообщениеДобавлено: Пн 16 Апр 2007 01:24 Ответить с цитатойВернуться к началу

С осени этого года (если всё сложится) я собираюсь переехать в Чехию, но ещё до этого буду туда приезжать ( в мае и в июне). Хоть детство и прошло, но я чувствую, что любовь к железке никогда не угаснет! Поэтому я поставил себе цель найти все ДЖД, которые сейчас существуют и работают в Чехии, а также смежных с ней странах (Польше и Словакии). Чехия ведь страна небольшая, и ездить регулярно на ДЖД даже через всю страну никакого труда для меня не составит.
Поэтому я решил обратиться ко всем форумчанам - если у вас есть какая-либо информация о ДЖД в Чехии, или хотя бы ссылка на сайт, любое упоминание о ДЖД - пожалуйста, пишите мне, я буду очень признателен за любую информацию. В свою очередь, я в долгу не останусь - с меня полный репортаж с фотками, видео, а также интервью с инструкторами и юными железнодорожниками! Wink
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автораICQ Number
Дм.Сутягин
Администратор


Зарегистрирован: 15.11.2002
Сообщения: 1995
Откуда: Обнинск, Запорожье

СообщениеДобавлено: Пн 16 Апр 2007 08:18 Ответить с цитатойВернуться к началу

Для начала рекомендую посмотреть страницу Детские железные дороги за рубежом нашего сайта. Там есть ссылки на сайты иностранных дорог.

(Правда не гарантирую, что все сайты открываются. Ссылки в этом разделе я давно не проверял, честно говоря.)

_________________
Рекомендую прочитать тему FAQ: Как опубликовать картинку на форуме?
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автораICQ Number
VIVAS



Зарегистрирован: 08.07.2003
Сообщения: 284
Откуда: Киев, Украина; сейчас учусь в Чехии

СообщениеДобавлено: Пн 16 Апр 2007 10:32 Ответить с цитатойВернуться к началу

Там я уже был Smile скажу сразу - ссылки на ДЖД в Карловых Варах и Опаве не работают, а на страничке о ДЖД в Нимбруке написано, что она работала в 50-60 годах.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автораICQ Number
Ace Hard (заблокирован)



Зарегистрирован: 30.10.2003
Сообщения: 240

СообщениеДобавлено: Вт 17 Апр 2007 17:16 Ответить с цитатойВернуться к началу

Советую посетить музейную узкоколейку JHMD
http://www.jhmd.cz/
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
VIVAS



Зарегистрирован: 08.07.2003
Сообщения: 284
Откуда: Киев, Украина; сейчас учусь в Чехии

СообщениеДобавлено: Ср 16 Янв 2008 13:16 Ответить с цитатойВернуться к началу

Так как у меня поднакопилось уже немного информации о ДЖД в Европе, но создавать для неё отдельный сайт рановато, то я оживлю немного эту тему.
Итак, эра строительства ДЖД в Европе началась почти сразу после войны. Из известных стран, в которых были построены ДЖД - Германия, Албания, Чехия, Словакия, Болгария.
В Германии было построено 12 детских дорог, сейчас работают как детские 9 из них. Одна была закрыта, и ещё 2 переделаны в парковые аттракционы. К сожалению, материал о них я ещё практически не перевёл, это будет немного позже.
Теперь остановимся подробнее на более близких к нам странах: Чехии и Словакии. В Чехии всего было 8 ДЖД, но ни одна не дожила до сегодня. Они были в городах Прага, Пльзень, Карловые Вары, Опава, Острава, Богумин, Ческе Будейовице, Нимбурк. ДЖД в Остраве и Пльзне были электрифицированы.

На данный момент у меня готовы полные материалы о ДЖД в Пльзне и Опаве - по ним информации больше всего. Вот история пльзенской дороги:

Открыта: август 1959 года.
Закрыто электрическое собщение: 1976 год.
Разобрана: 1985-1987 год.
Расположена: парк Лохотин, вблизи Пльзенского зоопарка.
Подвижной состав: Электропоезд Е 10.01 “Пионер”, тепловозы BNE 50 и T 29.004, три открытых и один крытый вагон.
Длина: при открытии - 1,5 км, позже была увеличена до 2,3 км.
Искусственные сооружниея: отсутствовали.
Станции: Лохотин, Зоопарк.
Эксплуатационный сезон: с начала апреля до конца октября: по субботам с 13.00 до 18.00, по воскресеньям с 9.00 до 18.00.

Детская железная дорога в городе Пльзень была построена в конце 50-х годов, когда, с приходом социалистического режима в тогдашнюю Чехословакию, была и подхвачена советская идея строительства детских железных дорог. Она соединяла троллейбусную остановку с зоопарком и пользовалась популярностью среди жителей города и туристов. И более того - эта дорога была электрифицированной! Да и как быть не электрифицированной железной дороге в городе Пльзень, который и по сей день производит трамваи, электровозы и электропоезда.
В 1957 году транспортное предприятие города в сотрудничестве с управлением железных дорог Чехословакии (Ческословенски статни драги) начало строительство детской железной дороги в парке култтуры и отдыха Лохотин. По образцу советских городов, здесь должен быть построен большой лунапарк, летний театр и зоопарк. Колея была выбрана 760 мм. А трасса была выбрана от остановки Лохотин на одноименной улице, к зоопарку. Первая очередь, длиной 1,5 км была начана 11 апреля 1959 года и была электрифицирована. На строительстве принимало участие много людей - железнодорожников, работников завода Шкода, военных и много других. В некоторые дни количество работающих доходило до 100 человек - неудивительно, что строительство продвигалось очень быстро! Рельсы были привезены из узкоколейки Йиндржихув Градец.
Первый пробный рейс был проведён в августе 1959 года. Тепловоз с тремя открытыми вагонами проехал по десткой дороге. Перед эксплуатацией тепловоз прошёл капремонт в депо Пльзень, имел дизель мощностью 45 лошадиных сил, электропередачу и весил порядка 8600 килограммов.
Далее продолжалось развитие дороги. К осени была начата её электрификация, построена подстанция на станции Зоопарк, капитальные строения на обоих конечных станциях. Электрификацию проводило транспортное предприятие города.и А в январе 1960 года на заводе Шкода был и построен подвижной состав - электропоезд Е 10.01, который весной был доставлен на дорогу. 8 мая этого же года состоялось торжественное открыти электрифицированной дороги, на котором присутствовали много жителей города и госслужащих.
К сожалению, очень быстро начались проблемы с электроснабжением дороги. Кабель вызывал сильные блуждающие токи, которые вызывали неисправности в оборудовании, часто доходило к отмене последних рейсов. Проблема была решена только постройкой питающей подстанции на станции Лохотин.
В 1966 году продолжилось развитие дороги - была открыта новая станция у главных ворот зоопарка и проложен новый участок ко второму входу. Новая станция была названа “Выставка”, ведь именно там регулярно проводились различные выставки. При этом длина дороги увеличилась до 2,3 км. Эксплуатация нового участка началась в июле 1967 года. Так как он ещё не был электрифицирован, на ДЖД был доставлен тепловоз и один крытый пассажирский вагон. Электрфицирован он был лишь на год позже. Тогда же планировались и другие постройки - туннель и ремонт ное депо, но они так и не были реализованы.
Организация труда на ДЖД была такая же, как и на всех ДЖД СССР - пионеры выполняли роль проводников, кассиров, дежурных по станции, машинистов. Заботились о дороге дминистрация парка и управление чехословацких железных дорог.
К сожалению, к середине 70-х годов интерес к детской дороге угас. Очень сократилось количество воспитанников - они стали выполнять лишь роли машиниста, помощника и проводника, который продавал билеты прямо в поезде. За путевым хозяйством и контактой сетью следить также перестали - частыми стали случаи поломок пантографа. При езде электропоезд сильно раскачивался, и часто пантограф выезжал за пределы контактного провода. В сначале 70-х годов был списан первый тепловоз и три открытых вагона. А в 1976 году и электропоезд выехал на дорогу в последний раз.
После этого рассматривались два варианта: либо детскую дорогу передать исключительно в ведение чехословацких железных дорог, чтобы оно её использовало для обучения своих учеников, либо дорогу ликвидировать. К сожалени, был принят второй вариант - в 1985-87 годах дорога была полностью разобрана. Электропоезд, приведённый в негодность вандалами, был вывезен с дороги только в 1990 году. Станции были переданы зоопарку.
Следует рассказать подробно об электропозде, ведь этот электропоезд был в единичном экземпляре изготовлен именно для этой ДЖД! Когда встал вопрос о подвижном составе, решили обратиться к железным дорогам города Остравы, ведь именно там находилось в те годы много узкоколеек с колеёй 760 мм. За основу электропоезда был взят хорошо себя зарекомендовавший кузов, разделённый на 4 секции гармониками и унифицированные колёсные пары. Много деталей было заимствовано с троллейбуса типа Т8, которые тогда серийно выпускались на заводе Шкода. Электропоезд был оборудован пневматическими дверями с двумя створками, пневматическим пантографом и унифицированным тормозны краном с дизельпоездов. Фары были взяты с автомобиля Шкода Октавия, а крутящий момент на колёсные пары передавался цепной передачей.
Всего в электропоезде было 68 мест для сидения и 40 мест для стояня. Поезд выглядел очень элегантно, бока были окрашены в типичный красно-жёлтый цвет, а крыша - в серебрянный. Поезд развивал скорость до 30 км/ч и мощность 38 кВт при напряжении в контактной сети 600 вольт. К сожалению, в ходе эксплуатации были выявлены некоторые недостатки, которые не был учтены при проектировании. Так, совершенно не было учтено, что скорости на ДЖД небольшие, дети не всегда моги точно расчитывать скорость движения электропоезда, и он нередко застревал на нейтральных вставках, в результате приходилось вызывать тепловоз. Классический пантограф в последние годы эксплуатации был заменён полупантографом.


А вот история опавской ДЖД:

Открыта: 16 сентября 1951 года.
Закрыта 9 июня 1957 года
Расположена: парк Готтвальдский сад.
Подвижной состав: двухосный мотовоз, открытые самодельные вагоны.
Длина: 750 метров, кольцевая.
Искусственные сооружниея: два моста, туннель, водопропускные трубы.
Станции: 1 центральная станция.

23-24 апреля 1949 года в Опаве проходила конфереция молодёжи, где и начала своё существование Пионерская организация. Сразу начались разговоры о строительстве в Опаве детской железной дороги. Однако прошло два года, прежде чем дорога была построена и эксплуатация её началась. В начале 1951 года появилась идея реконструировать Готтвальдские сады и превратить их в зону отдыха. Весной началась подготовка проекта реконструкции. В планах было провести реконструкцию в три этапа: на первом этапе предполагалось построить детскую железную дорогу с большим туннелем, на втором этапе - открытый театр на 6000 зрителей, а на последнем - спортивный комплекс возле пляжа на озере.
До половины апреля 1951 года проект уже был готов, и 15 апреля началсь его реализация. Было проведены работы по подготовке земляного полотна. До 8 мая была готова насыпь. Вскоре была и уложена колея, шириной 1000 мм, из рельсов с желобками. Дорога представляла собой овал неправильной формы, в двух местах пересекала канал. В местах пересечения были возведены металлические мосты с деревянным настилом, а возле озера - небьольшой мост с настилом для пешеходной дорожки. Также была уложена одна водопропускная труба. Одновременно и велись работы по строительству вокзала.
В летних месяцах также велись планы о строительстве в парке большого дома молодёжи, который объеденил бы в себя десткую дорогу, стадион, зоопарк, детскую библиотеку и ещё много других увлекательных заведений... к сожалению, эти планы так и не были реализованы. Только в 1953 году таки был открыт дом пионеров недалеко от парка, где юные железнодорожники могли бы посещать теоретические занятия.
Тем временем продолжалась подготовка подвижного состава для дороги. В качестве вагонов были использованы списаные трамваи дореволюционной постройки, у них были демонтированы окна, крыша снижена, колея была увеличена до 1000 мм (была 900 мм), а база увеличена с 1600 до 2000 мм. В качестве локомотива был доставлен двухосный мотовоз типа BN-15 R, работающий на бензине. Локомотивчик весом 2 тонны мог развивать скорость 6-12 км/ч. Он также прошёл ремонт в локомотивном депо Опавы, в ходе которого был установлен новый металлический капот, поставлены двери и окна. Правда, стёкла были позже демонтированы - при таких малых скоростях их посчитали ненужными.
Вокзал был построен из белого кирпича, верхняя часть была обложена деревом. В вокзале было 4 комнаты: комната дежурного по станции с небольшим пультом, рядом была комната для юных железнодорожников со шкафом, креслами и столом; дальше была билетная касса и зал ожидания. Над ширкой платформой был навес, в который было вмонтировано электрическое освещение, а посредине висела табличка с надписью “Опава, вокзал пионеров”.
Дорога начала привлекать к себе всё больше внимания. 14 августа 1951 года ожидалось её открытие. К сожалению, из-за сильного дождя дорогу не успели вовремя доделать. Открытие было отложено на сентябрь, к тому времени успели достроить и туннель, который служил как локомотивное депо.
16 сентября 1951 года была дорога открыта. Под лозунги “наши пионеры - залог мира!” поезд проехал свои первыфе круги. Организация движения ничем особо не отличалась от организации, принятой в те времена на детских дорогах CCCР. Движени проводилось по воскресеньям. К сожалению, скоро случилась серьёзная поломка задней оси мотовоза. Ось была довольно быстро заменена, и всю зиму локомотив простоял в депо, а вагоны стояли снаружи, и стали жертвой хулиганов.
1 мая 1952 года железная дорога была снова готова к эксплуатации. Однако её техническое состояние оставляло желать лучшего, в связи с чем был доставлен ещё один локомотив - автомотриса типа М 230.211 фирмы Кромаг, Австрия. Она начала ездить на дороге 23 мая 1952 года. Автомотриса была оснащена 4-х ступенчатой механической передачей, имела бензиновый двигатель мощностью 85 лошадиных сил и могла развивать скорость до 50 км/ч. А старый локомотив был списан и позже вывезен с дороги. Тем не менее, дорога продолжала постояно испытывать проблемы с подвижным составом - практическии после каждого рейса автомотрису необходимо было ремонтировать, а острый дефицит запчастей не позволял сделать это вовремя. Также очень малая длина дороги и малый радиус кривых делали сложной её эксплуатацию - вести поезд нужно было очень аккуратно. С такими трудностями был закончен сезон 1953 года. А в 1954 году дорога была передана дому пионеров. Сезон этого года начался в срок. Но уже через 2 недели, 16 мая 1954 года дорога оказалась на грани закрытия - во время движения из вагона выпал сын одного из активистов. Несмотря на то, что ребёнок не пострадал, эксплуатация дороги была признана небезопасной и движение было приостановлено. Целый 1955 год дорога также не работала. Вскоре она перешла из подчинения дому пионеров в подчинение местного национального комитета. И только в 1957 году снова открылась.
8-9 июня 1957 года в Опаве проводился 2 пионерский слёт. Дорога была быстро отремонтирована и 9 июня снова заработала. К сожалению, это и был последний день работы дороги - после окончания слёта ей уже никто не занимался. Локомотив был вывезен через полгода, вагоны ещё долго стояли на территории парка, пока также не были вывезены в 1970 году. В 1958 году были разобраны вокзал, сняты рельсы и шпалы. В 1985 году был разобран и туннель. Незвестно, остались ли ещё какие-то следы существования детской железной дороги. Скорее всего, что уже нет...


А в Словакии было две ДЖД, и одна из них (в Кошице) продолжает работать и сегодня. Где-то через неделю на пути в Украину я планирую её посетить.

Текст распространяется на условиях GFDL, (текст можно использовать, в том числе изменять с обязательным указанием автора).

_________________
Железка - путёвка в жизнь!

Учусь на Шкоде Авто

Последний раз редактировалось: VIVAS (Вс 11 Май 2008 18:30), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автораICQ Number
Ваня с МОЖД



Зарегистрирован: 01.01.2008
Сообщения: 640
Откуда: С-Пб.

СообщениеДобавлено: Ср 16 Янв 2008 13:30 Ответить с цитатойВернуться к началу

пожалуйста многоуваважемый VIVAS поставте(если есть возможность) план этих жд в текст(еще лучше - фото)

заранее спасибо
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM AddressICQ Number
Дм.Сутягин
Администратор


Зарегистрирован: 15.11.2002
Сообщения: 1995
Откуда: Обнинск, Запорожье

СообщениеДобавлено: Ср 16 Янв 2008 13:31 Ответить с цитатойВернуться к началу

Всё бы ничего, но это всё – ВОСТОЧНАЯ Европа, а не Западная. Посему переименовываю тему.

_________________
Рекомендую прочитать тему FAQ: Как опубликовать картинку на форуме?

Последний раз редактировалось: Дм.Сутягин (Ср 16 Янв 2008 13:34), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автораICQ Number
Дм.Сутягин
Администратор


Зарегистрирован: 15.11.2002
Сообщения: 1995
Откуда: Обнинск, Запорожье

СообщениеДобавлено: Ср 16 Янв 2008 13:33 Ответить с цитатойВернуться к началу

Да и ещё одно важное замечание: очень желательно указывать ширину колеи – там разнообразие вариантов гораздо шире нашего.

_________________
Рекомендую прочитать тему FAQ: Как опубликовать картинку на форуме?
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автораICQ Number
VIVAS



Зарегистрирован: 08.07.2003
Сообщения: 284
Откуда: Киев, Украина; сейчас учусь в Чехии

СообщениеДобавлено: Ср 16 Янв 2008 17:27 Ответить с цитатойВернуться к началу

В Опаве колея была 1000 мм, в Пльзне - 760 мм.
Да, кстати, точнее было бы назвать тему "ДЖД в Средней Европе", так как Чехия и Словакия принадлежат к Средней Европе. Восточная Европа - это уже Украина Smile
А фотки выложу, у меня есть пару о ДЖД в Пльзне.
Image

Вот таким был электропоезд.

_________________
Железка - путёвка в жизнь!

Учусь на Шкоде Авто
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автораICQ Number
~B@LUn~



Зарегистрирован: 08.07.2007
Сообщения: 216
Откуда: Новокузнецк-Пасс.

СообщениеДобавлено: Ср 16 Янв 2008 18:08 Ответить с цитатойВернуться к началу

VIVAS писал(а):
Да, кстати, точнее было бы назвать тему "ДЖД в Средней Европе", так как Чехия и Словакия принадлежат к Средней Европе.

может быть к Центральной?
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеICQ Number
Ваня с МОЖД



Зарегистрирован: 01.01.2008
Сообщения: 640
Откуда: С-Пб.

СообщениеДобавлено: Ср 16 Янв 2008 19:27 Ответить с цитатойВернуться к началу

симпатичний поезд, на похож на троллейбус или холодильник Very Happy
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM AddressICQ Number
VIVAS



Зарегистрирован: 08.07.2003
Сообщения: 284
Откуда: Киев, Украина; сейчас учусь в Чехии

СообщениеДобавлено: Ср 16 Янв 2008 21:26 Ответить с цитатойВернуться к началу

Да, к Центральной! Это в чешском языке говорят "Středni Europa, středni čechy". Да уж, и не думал, что можно так отвыкнуть от родного языка! Smile

_________________
Железка - путёвка в жизнь!

Учусь на Шкоде Авто
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автораICQ Number
Дм.Сутягин
Администратор


Зарегистрирован: 15.11.2002
Сообщения: 1995
Откуда: Обнинск, Запорожье

СообщениеДобавлено: Чт 17 Янв 2008 09:53 Ответить с цитатойВернуться к началу

Кстати, фотография этого электропоезда у нас на сайте уже давно лежала. И на форуме обсуждалась. Но всё равно спасибо! Wink

_________________
Рекомендую прочитать тему FAQ: Как опубликовать картинку на форуме?
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автораICQ Number
VIVAS



Зарегистрирован: 08.07.2003
Сообщения: 284
Откуда: Киев, Украина; сейчас учусь в Чехии

СообщениеДобавлено: Чт 17 Янв 2008 16:15 Ответить с цитатойВернуться к началу

А вот ещё пару фоток с Пльзня на закуску Wink

Image - первые годы работы дороги, когда она ещё не была электрифицирована.

Image - новый участок ДЖД, который также первоначально не был электрифицирован.

Image - юные железнодорожники

Image - заброшенная ДЖД в 85 году, контактная сеть уже снята, но рельсы ещё лежали.

Image - заброшенная главная станция Лохотин

Image - схема ДЖД.

_________________
Железка - путёвка в жизнь!

Учусь на Шкоде Авто
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailПосетить сайт автораICQ Number
Ваня с МОЖД



Зарегистрирован: 01.01.2008
Сообщения: 640
Откуда: С-Пб.

СообщениеДобавлено: Чт 17 Янв 2008 17:40 Ответить с цитатойВернуться к началу

Цитата:
А вот ещё пару фоток с Пльзня на закуску

- первые годы работы дороги, когда она ещё не была электрифицирована.


а зто случаем не переделнный трактор? Twisted Evil

а элетрофицированных фото нет? Crying or Very sad

большое спасибо за план Smile

______________________________________________________________________
я крайне бестактен Rolling Eyes
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM AddressICQ Number
Показать сообщения:      
Начать новую тему Ответить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme
Часовой пояс: GMT +3
Русская поддержка phpBB