Список форумов ДЖД + Транссиб FAQ Пользователи Поиск Группы Профиль Войти и проверить личные сообщения Вход Регистрация
ДЖД + Транссиб
Объединённый форум сайтов «Детские железные дороги СССР» и «Вэб-энциклопедия Транссибирская магистраль»
 Cемипалатинская ДЖД Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую тему Ответить на тему
Автор Сообщение
Сергей Болашенко-2



Зарегистрирован: 22.07.2007
Сообщения: 303

СообщениеДобавлено: Пт 18 Апр 2008 21:29 Ответить с цитатойВернуться к началу

Открыта страница, посвящённая Семипалатинской детской железной дороге.

Выражаю благодарность историку и краеведу из г. Семипалатинска Виктору Кашляку за предоставление материала «Малый Турксиб» — в строю!».

http://sbchf.narod.ru/uzkkz05.html (размер страницы с изображениями - 870 КБ)


Разыскивается информация, касающая последних лет существования дороги, в особенности - о точной дате закрытия и судьбе подвижного состава.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
ТУ2-092



Зарегистрирован: 23.05.2008
Сообщения: 49
Откуда: Екатеринбург

СообщениеДобавлено: Пт 30 Май 2008 12:35 Ответить с цитатойВернуться к началу

Ее могли закрыть из за ядерных испытаний.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Сергей Болашенко-2



Зарегистрирован: 22.07.2007
Сообщения: 303

СообщениеДобавлено: Ср 05 Авг 2009 22:40 Ответить с цитатойВернуться к началу

ТУ2-092 писал(а):
Ее могли закрыть из за ядерных испытаний.


Имеется виду, что ДЖД мешала построить памятник жертвам ядерного полигона?
Никакой иной взаимосвязи между судьбой ДЖД и ядерными испытаниями нет и быть не может, Семипалатинск - крупный город и вопрос о его отселении никогда не поднимался.

Памятник построен хотя и рядом с бывшей трассой ДЖД, но не непосредственно на ней.


Малая Турксибская (Семипалатинская) детская железная дорога являлась не кольцевой, а петлевой.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Сергей Болашенко-2



Зарегистрирован: 22.07.2007
Сообщения: 303

СообщениеДобавлено: Сб 29 Авг 2009 17:44 Ответить с цитатойВернуться к началу

Цитата:
http://www.kazpravda.kz/?uin=1152013916&chapter=1250797440
"Казахстанская правда" № 208 (25952) 29.08.2009

О «Малом Турксибе» архивы расскажут


Тридцать лет назад в Семипалатинске торжественно открыли детскую железную дорогу – «Малый Турксиб», ставшую замечательным подарком детям в Международный год ребенка! Ее построили в старом тенистом парке, где сама природа создала уют для отдыха малышей.

Ее сооружали железнодорожники и автомобилисты, речники и строители, дорожники и работники городского коммунального хозяйства. «Серебряный костыль» в путевое полотно забил старший мастер дистанции пути Александр Лукич Курез.

– «Малый Турксиб» – хорошая техническая школа для семипалатинских ребят, – отметил в день открытия движения начальник Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги К. Ержанов.

Право повести первыми состав по «Малому Турксибу» предоставили учащимся 64-й школы Олегу Егорову и Илье Дунай, а дежурной по станции, отправившей первый состав, была ученица этой же школы Ира Ксенофонтова. Начальником детской железной дороги стал Григорий Герасимович Шейко.

Тепловоз и вагоны на зиму консервировались, для охраны дороги построили сторожевой домик. К началу сезона (май – октябрь) дорога тщательно готовилась. Специалисты осматривали буквально каждый сантиметр и работающий механизм. Но иногда случались и непредвиденные ситуации. Так, весной 1985 года детскую дорогу затопило и размыло, но к началу сезона ее полностью восстановили.

В июле 1986 года открылась вторая очередь «Малого Турксиба». Если раньше ее протяженность была два километра, то стала пять. К станциям «Пионерская» и «Комсомольская» добавились новые – «Ленинская», «Кировская» и «Калининская» (по названию районов города). На каждой были посадочные платформы, вокзал и павильон.

К лету 1987 года вагоны художественно оформили с помощью кафедры графики пединститута и покрасили голубой эмалью. Через три года их заменили на новые.

Закат детской железной дороги начался в 1991 году. Ей уделяли внимания все меньше и меньше, а в мае 1995-го вышел приказ о закрытии.

Много лет минуло с той поры. Теперь о «Малом Турксибе» рассказывают лишь архивные документы да фотографии, а ведь эту красоту можно было сохранить. Надо было лишь принять правильное решение, и наши дети до сих пор могли бы пользоваться этим чудом.


Виктор КАШЛЯК, краевед

г. Семей


Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Сергей Болашенко-2



Зарегистрирован: 22.07.2007
Сообщения: 303

СообщениеДобавлено: Сб 29 Авг 2009 17:48 Ответить с цитатойВернуться к началу

Цитата:


http://www.akimsemey.gov.kz/News.aspx?id=709

К 30-летию «Малого Турксиба» - Детская железная дорога: пойдут ли поезда?

В целях создания учебно-производственной базы для профориентации и отдыха учащихся школ города, в ознаменование Международного года ребенка и 50-летия со дня открытия Туркестано-Сибирской железной дороги бюро Горкома Компартии Казахстана и исполком Горсовета приняли в начале апреля 1979 года совместное постановление, в котором одобрили предложение Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги о строительстве в г. Семипалатинске в 1979-1980 гг. детской железной дороги силами предприятий, организаций и учебных заведений. Строительство наметили осуществить на территории зоны отдыха на острове им. Кирова (сейчас о. Полковничий) и завершить к 1-мая 1980 года – ко дню 50-летия открытия Турксиба. Горком комсомола, в свою очередь, объявил данную стройку ударной комсомольской стройкой города. И работа закипела.


Для начала под строительство первой очереди был отведен земельный участок площадью 2,5 га, затем приступили к земляным работам, стали укладывать шпалы и рельсы узкоколейной дороги. В середине июля был сооружен временный вокзал детской железной дороги, для чего использован сборный павильон облмолобъединения (кирпичное здание вокзала было выстроено в 1980 г.), а в конце этого же месяца на путь узкой колеи были установлены тепловоз и четыре цельнометаллических вагона.

5 августа 1979 года, в воскресенье, во Всесоюзный день железнодорожника, детская железная дорога «Малый Турксиб» была торжественно открыта. По случаю праздника и ввода в строй детской ЖД пришли руководители области и города, рабочие и инженерно-технические работники Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги, сотни горожан. Все, кто пришел на открытие, увидели своими глазами новую дорогу и говорили: «Да, это замечательный, прекрасный подарок детям в Международный год ребенка!» Действительно, «Малый Турксиб» вызывает гордость и восхищение. И в первую очередь – за людей, построивших эту дорогу. Место для нее также выбрано отличное: в старом тенистом парке, кругом зелень, цветы, сама природа создала здесь уют для отдыха малышей.

Каких-нибудь день-два назад здесь еще виднелись горы земли, слышался шум работающих моторов, а уже сегодня картина иная: кругом, как и подобает на настоящей железной дороге, чистота и порядок, готов в свой первый рейс пассажирский состав, волнуются юные машинисты и проводники, последние наставления дают им их взрослые друзья – работники Семипалатинского отделения дороги.

Торжественный митинг открыл первый секретарь Горкома партии Н.М. Ульянов, который еще раз отметил, что «Малый Турксиб» - «замечательный подарок юным семипалатинцам в Международный год ребенка. В очень короткий срок – всего лишь за один месяц – была введена в строй детская дорога. Ее сооружали железнодорожники и автомобилисты, речники и строители, дорожники и работники городского коммунального хозяйства. Сотни людей самых различных профессий энергично, мастерски, инициативно возводили объект, принесший такую большую радость детям».

Последний - «серебряный костыль» в полотно дороги забил старший мастер дистанции пути Александр Лукич Курез, и дорога готова к приему первых пассажиров.

Выступивший на митинге начальник Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги К.Г.Ержанов подчеркнул, что «Малый Турксиб» «станет хорошей технической школой для семипалатинских ребят» и вручил юным железнодорожникам символический ключ от «Малого Турксиба». Тепло встретили участники митинга выступление почетного железнодорожника, ветерана Турксиба Николая Кондратьевича Леонова. Первый заместитель председателя облисполкома А.С. Еременко (в то время) и председатель горисполкома Ч.К. Уразбаев вручили группе строителей дороги Почетные грамоты. На торжествах по случаю открытия «Малого Турксиба» присутствовал начальник Алма-Атинской железной дороги Е.Б. Бурумбаев. В своем выступлении он подчеркнул, что областные и городские партийные и советские органы, хозяйственные руководители сделали все необходимое для того, чтобы построить лучшую в республике железную дорогу в короткий срок.

От имени молодежи со словами благодарности выступила ученица 64-й школы Ира Руденская.

На митинге было отмечено, что «детские железные дороги строятся только в нашей стране, только у нас государство отпускает такие крупные средства на их сооружение. Это – прямое свидетельство заботы партии и государства о детях, об их будущем».

Почетное право открыть детскую железную дорогу было предоставлено депутату Верховного Совета СССР, первому секретарю областного комитета партии А.Г. Рамазанову.
«Разрезается алая лента. Под звуки марша юные железнодорожники занимают свои места в тепловозе и вагонах. Гром аплодисментов сопровождает трогающийся в первый рейс детский пассажирский состав…». Право повести первыми состав по «Малому Турксибу» было предоставлено учащимся 64-й школы Олегу Егорову и Иле Дунай, а дежурной по станции, отправившей первый состав, была ученица этой же школы Ира Ксенофонтова.
Начальником детской железной дороги был назначен Григорий Герасимович Шейко.
Официально первая очередь железной дороги «Малый Турксиб» была принята в эксплуатацию 25 декабря 1980 г.

С первого дня работы детской дороги за ней был учрежден строгий надзор. Тепловоз и вагоны на зиму консервировались, для охраны всей дороги был выстроен специальный сторожевой домик. К началу эксплуатационного сезона (май-октябрь) дорога тщательно проверялась, специалисты осматривали буквально каждый сантиметр дороги и каждый работающий механизм. Но иногда случались и непредвиденные ситуации. Весной 1985 г. детская дорога дважды подверглась затоплению и была размыта в некоторых местах, но к началу сезона была полностью восстановлена, а в 1988 году произошел сход одного вагона. Но все обошлось без жертв.
В мае 1985 г. Семипалатинскому отделению Алма-Атинской железной дороги было разрешено строительство второй очереди детской ЖД, которая была сдана в эксплуатацию в июле 1986 г. «2-ю очередь в комплексе с существующей детской железной дорогой открыть для постоянной эксплуатации и впредь использовать ее для проведения практических занятий юных железнодорожников, обеспечивая при этом перевозки пассажиров, приезжающих для отдыха на остров им. С.М. Кирова».

К сдаче в эксплуатацию 2-й очереди подготовка к летнему сезону была проведена особенно тщательно: на колоннах установили имитированные часы, отремонтировали сторожевую будку, перрон и станционный павильон - с покраской и побелкой; установили красочные плакаты на здании и указатели по маршруту от моста до вокзала детской ЖД; отремонтировали пути и путевое хозяйство с установкой переездных будок; установлены светофоры, громкоговорящая аппаратура; тщательно подготовлены четыре цельнометаллических вагона, которые были покрашены и укомплектованы пожарным инвентарем, кроме того, все вагоны были радиофицированы.

«И вот открылась вторая очередь «Малого Турксиба», которая увеличит протяженность детской ЖД более чем вдвое. Если раньше на дороге всего два километра существовали станции «Пионерская» и «Комсомольская», то теперь на маршруте в 5 км появились совершенно новые – «Ленинская», «Кировская» и «Калининская» (по названию районов города). Первая станция начинается сразу от пешеходного моста, и ведут от нее поезда юные железнодорожники 64-й семипалатинской школы».

На каждой станции были выстроены посадочные платформы, свой вокзал и павильон. Вторая очередь связала все культурно-спортивные комплексы острова.

К летнему сезону 1987 года вагоны были художественно оформлены совместно с кафедрой графики пединститута и снаружи выкрашены голубой эмалью. В это же время был произведен ремонт в половине здания бывшего ресторана «Весна», для приспособления его под помещение вокзала детской ЖД.

В апреле 1987 г. начальник детской ЖД Г.Г. Шейко получил выговор за то, что в кружках «Юный железнодорожник» детской ЖД из троих инструкторов один только имел среднетехническое образование, а остальные даже не имели железнодорожных профессий. В связи с достижением пенсионного возраста Г.Г. Шейко в 1988 г. был отправлен на пенсию, и был назначен новый начальник – С.М. Мазный.

В 1990 г. была осуществлена замена вагонов детской ЖД на новые, а с 1991 г. начался закат первой детской железной дороги в нашем городе. Сначала были сокращены начальник, его заместитель и инструктор, в 1993 г. ЖД была передана в распоряжение ПЧ-18.

И вот последний документ, который был подписан руководством Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги 29 мая 1995 года:
«Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ЖД.

В связи с отсутствием средств на содержание детской ж.д. и отказом областной администрации в оказании финансовой помощи н/р 03-11/494 от 11 мая 1995 г. ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Закрыть детскую ж.д. и никаких средств не отвлекать на ее текущее содержание.
2. Штат работников отправить в отпуска без содержания, кроме сторожевой охраны».
А хотя эту красоту можно было сохранить. Надо было только принять правильное решение, и наши дети до сих пор могли бы пользоваться этим чудом – «Малым Турксибом», теперь уже на острове Полковничий.

Некоторые места сохранились еще от детской железной дороги – это остатки перронов, насыпи от узкоколейной ЖД и один разбитый вагон на задворках ресторана.

В.Н. КАШЛЯК, член Союза журналистов Казахстана


[Дата: 29.07.2009 ]

Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Сергей Болашенко-2



Зарегистрирован: 22.07.2007
Сообщения: 303

СообщениеДобавлено: Сб 20 Окт 2012 15:03 Ответить с цитатойВернуться к началу

jkl писал(а):
Открыта страница, посвящённая Семипалатинской детской железной дороге.

http://sbchf.narod.ru/uzkkz05.html (размер страницы с изображениями - 870 КБ)



Теперь страница Малой Турксибской (Семипалатинской) детской железной дороги здесь: http://sbchf.narod.ru/27/semdjd.html
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Сергей Болашенко-2



Зарегистрирован: 22.07.2007
Сообщения: 303

СообщениеДобавлено: Сб 22 Ноя 2014 22:09 Ответить с цитатойВернуться к началу

Действующий адрес страницы: http://infojd.ru/27/semdjd.html
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую тему Ответить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme
Часовой пояс: GMT +3
Русская поддержка phpBB