Толковый словарь
АВТОСЦЕПКА
Автосцепка устройство, служащее для сцепления вагонов, локомотивов и других единиц подвижного состава в поезд с минимальным участием сцепщика.
Впервые вопрос о внедрении автосцепки на отечественных железных дорогах всерьёз обсуждался в 1898 году, на ХХ совещательном съезде представителей железных дорог. Как один из вариантов рассматривалась и американская автосцепка системы Джанея. Однако, из-за её ненадёжности и отсутствия подходящей отечественной конструкции введение автосцепки было решено отложить на неопределённый срок.
Применяемая на отечественных железных дорогах автосцепка СА-3 изобретена в 1932 году коллективом авторов в составе А.Ф. Пухова, И.Н. Новикова, В.А. Шашкова, В.Г. Голованова под руководством В.Ф. Егорченко.
Перевод железных дорог СССР на автосцепку начался в 1935 году, и был полностью завершён в 1957 году. Во время перехода с винтовой стяжки на автосцепку на отечественных железных дорогах применялись специальные переходные приспособления.
В отличие от применявшейся ранее винтовой стяжки, при использовании автосцепки СА-3 участие сцепщика сводится лишь к соединению тормозных рукавов и электрических кабелей.
Упрощённая схема работы автосцепки приведена на рисунке ниже.
Похожая конструкция автосцепки для отечественных узкоколейных железных дорог испытывалась в 19601970-е годы, но не прижилась из-за частых случаев саморасцепа при прохождении неровностей пути.
О случаях применения автосцепки на детских железных дорогах нам ничего не известно.
Автосцепка на узкоколейном торфовозном вагоне ТСВ-6А
фото А. Заручейского. Бакшеево, 17 марта 2004 года
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Аксёнов И.Я., Суязов И.Г., Техническая эксплуатация железных дорог СССР, под.ред. акад. В.Н. Образцова, М., Трнасжелдориздат, 1939, 383 с.
Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. под.ред. Н.С. Конарева, М., Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1995, 559 с.
Коломитченко В.В., Голованов В.Г., Автосцепка подвижного состава, М., изд. Транспорт, 1967
последнее обновление страницы: 16.05.2005
|