На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Толковый словарь

ИНЖЕКТОР

Инжектор (от английского inject – впрыскивать или от латинского injicio – вбрасываю). В паровозном деле – паровой насос, предназначенный для питания водой парового котла (то есть, впрыскивания воды под давлением, превышающим рабочее давление котла).

Работа инжектора основана на использовании кинетической энергии пара и свойстве струи изменять скорость течения и давление при изменении проходного сечения трубы. В этом смысле инжектор – классический струйный насос.

При необходимости закачки воды в котёл помощник машиниста приоткрывает паровой кран инжектора. Проходя через сужение парового конуса (1) струя пара, в соответствии с законами гидродинамики, резко ускоряется. Благодаря этому исключается возможность попадания пара в водоприёмную трубу, и создаётся разряжение в водоприёмной трубе, соединённой с конусом 2. За счёт этого вода из тендера всасывается в инжектор. На этой стадии пар сбрасывается в атмосферу через вестовую трубу. Появление воды в вестовой трубе извещает (отсюда и название «вестовая») о готовности инжектора к работе. После этого паровой кран должен быть открыт полностью, и инжектор перейдёт в рабочий режим.


Схема, поясняющая принцип действия инжектора.

При смешении в конденсационном конусе (2) пара и холодной воды происходит одновременно конденсация пара и разогрев воды. Выделение энергии при конденсации пара приводит к увеличению его давления. И чем активнее идёт конденсация пара, тем больше увеличивается давление. (Именно поэтому в жаркое время года, при сильном разогреве воды в тендере, эффективность инжектора несколько падает.) Струя пара, получившая ускорение при прохождении конуса (1), по инерции вместе с водой устремляется в нагнетательный конус (3). Проходя через его расширение, скорость пароводяной струи, в соответствии с теми же законами гидродинамики, существенно уменьшается, но одновременно увеличивается и напор. В момент, когда давление струи превысит давление внутри котла, она отжимает питательный клапан, и вода поступает в котёл. (При неработающем инжекторе питательный клапан закрыт и не даёт пару выйти из котла.)

Для прекращения подачи воды в котёл достаточно перекрыть паровой кран инжектора. После этого ещё некоторое время вода по инерции будет поступать в инжектор и вытекать по вестовой трубе.

Чаще всего на отечественных паровозах применялись вертикальные инжекторы системы Фридмана. Они укреплялись на лобовом листе топки по одному, слева и справа.


Общий вид вертикального инжектора системы Фридмана.

Отсутствие движущихся частей и простота конструкции обеспечила чрезвычайно высокую надёжность паровых инжекторов. Даже засорение конусов не приводило к каким-либо серьёзным последствиям. Характеристики инжекторов при проектировании паровозов подбирались таким образом, чтобы даже один исправный инжектор полностью покрывал потребность котла в воде даже при максимальной форсировке. А наличие питательного клапана позволяло локомотивной бригаде прямо на ходу разбирать засорившийся инжектор для прочистки.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Аксёнов И.Я., Суязов И.Г., Техническая эксплуатация железных дорог СССР, под.ред. акад. В.Н. Образцова, М., Трансжелдориздат, 1939, 383 с.
  • последнее обновление страницы: 08.01.2006
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!