Толковый словарь
ВЕЕРНОЕ ДЕПО
Изображённое на фотографии веерное депо Лихоборы конечно же никакого отношения к детским железным дорогам не имеет, это просто иллюстрация, демонстрирующая внешний вид веерного депо. (К сожалению, это единственная фотография веерного депо, которую мне удалось найти.)
Принцип устройства веерного депо ясен из приведённого ниже рисунка. Основным сооружением такого депо является поворотный круг, точно такой же, как тот, что использовался раньше на узловых станциях для разворота паровозов. Использование этого сложного инженерного сооружения было вполне оправдано, поскольку поворотный круг в паровозных депо был нужен в любом случае, а такая организация депо позволяла значительно уменьшить площадь, занимаемую самим депо и его путевым развитием.
Для сравнения можете посмотреть схему обычного депо, нарисованную в том же масштабе. Красным цветом обведена территория депо и его парка.
В довоенные годы очень многие депо строились веерными. Теперь нужда в поворотных кругах на железной дороге отпала и веерные депо уже не строятся.
Поскольку многие детские железные дороги были построены ещё до войны, в эпоху паровозов, на некоторых из них были и поворотные круги, и веерные депо. Однако, таких ДЖД немного из-за сложности конструкции поворотного круга в большинстве случаев просто организовывали кольцевой маршрут (при котором разворот паровоза никогда не требовался) или использовали другие виды разворотных сооружений.
Мне известно о существовании веерного депо только на Красноярской ДЖД, хотя в 1960-е годы одним из проектов реконструкции Малой Октябрьской ж.д. (Ленинград) предусматривалось строительство такого депо и в Ленинграде.
последнее обновление страницы: 22.05.2005
|