На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Тепловозы ТУ1 и ТУ2

Тепловоз ТУ2

В начале 50-х годов на Калужском машиностроительном заводе началась разработка нового узкоколейного тепловоза, предназначенного главным образом для работы на узкоколейных железных дорогах Министерства путей сообщения, а также на магистральных узкоколейных дорогах лесной и торфяной промышленности с большим грузооборотом.

В 1954 году был изготовлен опытный образец тепловоза. Первоначально он обозначался в заводской документации как МЭУ-1 (мотовоз с электропередачей узкоколейный тип первый). Но уже на момент сдачи приёмочной комиссии был переименован в ТУ1, что более точно отражало действительность – к категории мотовозов (локомотивов мощностью до 150 л.с. с механической передачей) его отнести нельзя было никак. Более того, его можно даже считать первым в СССР узкоколейным тепловозом в классическом понимании.

Было построено два тепловоза (ТУ1-001 и ТУ1-002), первый из которых был передан для испытаний на Шатурский полигон ЦНИИ МПС. Испытания показали полную непригодность машины к серийному выпуску. Из-за неудачно подобранных параметров противокомпаундных обмоток главного генератора, оказалось невозможным полностью использовать мощность дизеля и достичь расчетных тяговых характеристик. Так, зачастую тепловоз мог стронуть груженый состав лишь на высших позициях контроллера.

Для устранения выявленных недостатков, примененный на ТУ1 типовой главный генератор был заменен новым, разработанным специально для этого тепловоза. По некоторым данным, незначительной модернизации подверглась также тормозная система тепловоза. Размещенная возле самого пола дизельного помещения, а потому неудобная в обслуживании высоковольтная камера была существенно увеличена в размерах и перемещена на боковую стенку тепловоза за кабиной машиниста. Для этого пришлось ликвидировать одно окно в дизельном помещении между окном кабины и холодильной секцией со стороны помощника машиниста – наиболее заметное внешнее отличие тепловозов ТУ1 от более поздних ТУ2.

В таком виде осенью 1955 года начался серийный выпуск тепловоза под маркой ТУ2 на Калужском машиностроительном заводе (ныне АО «Ремпутьмаш»).

Ввиду невозможности использования ТУ1-001 для вождения полновесных поездов, он был передан на Малую Юго-Западную ж.д. (Киевскую ДЖД), где при очередном заводском ремонте был модернизирован по типу ТУ2 и эксплуатировался до 1992 года. Осенью 1999 года тепловоз был списан и порезан в металлолом.

ТУ1-001
Тепловоз ТУ1-001 Киевской ДЖД в ожидании порезки в металлолом.
фото Альдо Сийга. 1997 год.

Второй же тепловоз – ТУ1-002 – с 1957 года до начала 1970-х годов успешно работал на Ташкентской ДЖД, после чего тоже был списан и порезан в металлолом.

ТУ2 представляет собой грузопассажирский тепловоз с электропередачей постоянного тока. Кузов вагонной компоновки с двумя кабинами машиниста, опирается на две двухосные тележки (осевая формула 2о-2о).

Тепловоз может работать двойной тягой по системе многих единиц (СМЕТ), когда управление обоими тепловозами ведется с одного поста, одним машинистом.

Удачная конструкция дизеля 1Д12, разработанного на базе танкового дизеля Барнаульского машиностроительного завода (ныне ОАО «Барнаултрансмаш») обеспечила высокие эксплуатационные характеристики тепловоза. Но, к сожалению, качество сборки дизелей, выпущенных разными заводами очень сильно различалось. Поэтому от эксплуатационников очень часто можно услышать весьма нелестные отзывы об этом дизеле. Тем не менее, модификации этого дизеля ставились на многие другие типы узкоколейных тепловозов и применяются до сих пор на различной технике.

С небольшими изменениями тепловозы ТУ2 строились вплоть до 1958 года. За это время было построено около трехсот машин. (Самый большой из известных нам номеров – ТУ2-273. Этот тепловоз долгое время работал на Рижской ДЖД.)

Тепловозы ТУ2 больше других узкоколейных тепловозов были похожи на магистральные локомотивы «больших» железных дорог, а кроме того имели очень большую нагрузку на ось, делавшую невозможной их эксплуатацию на многих узкоколейках страны. Именно поэтому множество тепловозов ТУ2 было передано на детские железные дороги.

При этом не редкими были и передачи тепловозов с одной ДЖД на другую. Весьма показательна в этом смысле история тепловоза ТУ2-001, до сих пор вводящая в заблуждение многих любителей узкоколейных железных дорог.

В 1970 году тепловоз ТУ2-001, работавший на Хабаровской ДЖД, был отправлен на ремонт в депо приписки Хабаровск. По окончании ремонта депо получило распоряжение передать один тепловоз с Хабаровской ДЖД на Свободненскую. Поскольку тепловоз ТУ2-001 в тот момент все еще находился в депо, и его передача требовала меньше всего затрат, именно этот тепловоз и был отправлен в Свободный.

Поскольку передача произошла помимо воли руководства Хабаровской ДЖД, между двумя дорогами возникло своего рода соперничество за право обладания исторической машиной. По этой причине один из тепловозов Хабаровской ДЖД был перенумерован и получил номер 001 (его истинный номер нам, к сожлению, не известен). Теперь можно видеть два разных тепловоза с одним и тем же номером, что вызывает путаницу в среде любителей узкоколейных железных дорог.

В настоящее время возраст тепловозов приближается к 50 годам, ресурс их практически исчерпан и они постепенно вытесняются из локомотивных хозяйств более новыми тепловозами ТУ7, ТУ7А постройки Камбарского машино­строительного завода.

Кроме того, в этой статье следует упомянуть мотовоз ТУ2м, выпускавшийся примерно в то же время Камбарским машино­строительным заводом. Несмотря на похожие обозначения, ТУ2 и ТУ2м были принципиально разными локомотивами. Подробнее о мотовозе ТУ2м можно прочитать в отдельной статье.

 

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • С.Г.Кирьяненко, Организация работы железных дорог узкой колеи, М.,Трансжелдориздат, 1958
  • материалы из личного архива А.К.Филиппова, П.А.Стрелкова

  • Ссылки по теме:
  • Официальный сайт ЗАО «Калугапутьмаш»
  • Более 140 различных вариантов раскраски тепловоза ТУ2 на нашем сайте
  • The class TU2 diesel locomotives (Тепловозы ТУ2) сайт о тепловозах ТУ2 и их времени на УЖД СССР, автор Paul Engelbert (eng)
  • Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!