Электровоз ВЛ4 (проект)
Уже в первые годы существования Тбилисской ДЖД появилась идея использования электрической тяги на Детской железной дороге. В те годы идея не получила должного развития, и лишь в конце 50-х годов группа энтузиастов конструкторского бюро Всесоюзного научно-исследовательского института торфяной промышленности (ВНИИТП) под руководством А.К.Филиппова предприняла попытку создания электровоза специально для нужд ДЖД. В 1960 году эскизный проект электровоза был готов.
Традиционно для тех лет электровоз получил обозначение ВЛ4 Владимир Ленин, нагрузка на ось 4 тонны.
С учетом пожеланий инструкторов ДЖД для локомотива была избрана вагонная компоновка с двумя постами управления и выходом из кабин на торцевые площадки, как у ширококолейных электровозов ВЛ22. Экипажная часть электровоза была максимально унифицирована с экипажной частью МДэ-4 одного из перспективных опытных тепловозов производства Демиховского машиностроительного завода. Буксовые узлы практически без изменений взяты от тендера паровоза проекта П24 самого распространенного паровоза на отечественных узкоколейках 50-х 60-х годов.
Тяговый привод электровоза сделан на базе четырех коллекторных тяговых электродвигателей ДК-801А, давно освоенных отечественной промышленностью. Эти двигатели использовались на многих рудничных электровозах и отлично зарекомендовали себя в самых сложных условиях эксплуатации.
Силовая схема электровоза предусматривала два варианта коммутации тяговых электродвигателей параллельное и последовательно-параллельное соединение двух групп из двух последовательно включенных двигателей. Имелась также возможность электрического торможения путем включения тяговых электродвигателей в генераторный режим и нагружения их пусковыми резисторами. Коммутация силовых цепей электровоза осуществлялась дистанционно, с помощью электропневматических контакторов. Была предусмотрена и возможность управления двумя электровозами с одного поста управления по системе многих единиц.
Полноценная система управления электровоза как раз и стала принципиальным отличием этого проекта от всех предыдущих попыток разработки электровозов для ДЖД. Все остальные проекты предусматривали применение контактных контроллеров трамвайного типа.
Вспомогательное электрооборудование электровоза представлено мотор-компрессором тормозной системы и динамотором для питания цепей управления, освещения и вспомогательных цепей электровоза.
Электровоз планировалось оснастить двумя унифицированными пантографами с пружинно-пневматическим приводом. Пантографы крепились на отдельных рамах, через фарфоровые изоляторы закрепленные на крыше электровоза. Там же размещались высоковольтный разрядник, запасный резервуар тормозной системы и прожектор.
Участки обращения электровоза планировалось оснастить полноценной контактной сетью с медной зигзагообразной контактной подвеской на высоте 4,35,1 метра и тяговой подстанцией, спроектированной на базе тяговых трансформаторов рудничных электроподстанций.
Использование в конструкции электровоза только освоенных отечественной промышленностью узлов позволяло легко реализовать проект. Но, к сожалению, впоследствии сама идея использования электрической тяги была признана небезопасной для использования на Детских железных дорогах, и электровоз ВЛ4 так и остался лишь на стадии эскизного проекта.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
материалы из личного архива А.К. Филиппова
|