На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Паровоз Wp29

(серии Т14, Т-4, Рп)

Паровоз Wp29
 
Примечание:
По техническим причинам затруднительно воспроизвести здесь правильное написание серии Т14: верхний индекс «1» и нижний индекс «4» должны быть написаны строго друг под другом следующим образом:

В Польской республике, провозгласившей независимость в 1918 году, не было ни одного производителя паровозов. Вскоре, при поддержке и финансовых гарантиях со стороны правительства, был организован выпуск паровозов на нескольких заводах. Первоначально они активно сотрудничали с заграничными паровозостроителями и во многом основывались на их практике. К концу 1920-х годов уже был накоплен достаточный опыт, и предпринята попытка обеспечить государственные и частные узкоколейные железные дороги Польши локомотивами собственной конструкции.

В 1929 году по заказу Министерства транспорта Польши Варшавский завод WSABP (Warszawska Spolka Akcyjna Budowy Parowozow) приступил к постройке 21 паровоза 0-4-0 типа «Wilno» или Wp29.

Паровоз Wp29 представляет собой дальнейшее развитие предыдущих моделей, выпускавшихся заводом Хржанов (Chrzanov). Многие конструктивные решения позаимствованы у четырёхосного танк-паровоза типа W-3-A 1927 года выпуска.

Использование перегретого пара и улучшенная конструкция топки обеспечили значительное превосходство паровозов Wp29 над своими предшественниками. На горизонтальном участке пути локомотив мог вести состав весом 300 т со скоростью 25 км/ч. Для вписывания в кривые радиусом до 35 м бандажи второй колёсной пары имели уменьшенный профиль гребня, а четвёртая пара имела возможность бокового перемещения на 15 мм. В конструкции паровоза была применена парораспределительная система Гейзингера. Паровоз оснащён маслёнками Фридмана, ручным тормозом и воздушным тормозом Вестингауза. Благодаря четырёхосному тендеру увеличивалось плечо обращения паровоза до 65 км.

Первоначально, паровозы Wp29 были подвержены частому сходу с рельсов. Впрочем, этот недостаток был быстро устранён, и началась успешная эксплуатация Wp29 на различных участках Польских железных дорог. Машины этого класса заслужили любовь локомотивных бригад за ровный ход, удобство управления и обслуживания.

После раздела Польши между СССР и Германией в 1939 году, а также боевых действий Второй мировой войны, 10 паровозов Wp29 попали в Советский Союз. Большая часть была передана на узкоколейки Прибалтики, Украины и Белоруссии.

В 1940 году, после возвращения Литве Виленского края и образования Литовской ССР, в Советском Союзе оказалось ещё три паровоза этой серии, работавших ранее на Свенцянской линии. Они получили обозначение Т14 (номера 151–153). Во время Великой Отечественной войны, в качестве трофеев нашими войсками было взято ещё два паровоза Wp29, получивших обозначения Т-4 (номера 154 и 155).

Впоследствии, Т14-151 и Т14-152 были переданы в Латвийскую ССР. Там их переименовали в Рп-770 и Рп-771 (вместо двух других, пятиосных, Рп, пропавших во время войны). Через некоторое время оба эти паровоза оказались на детских железных дорогах: Рп-770 на Ярославской, а Рп-771 – на Кратовской. Ещё один паровоз, получивший обозначение Т-4-155, долгое время эксплуатировался на ДЖД в Вильнюсе.

Из-за отсутствия запасных частей все паровозы Wp29 были выведены из эксплуатации в конце 1950-х – начале 1960-х годов. До настоящего времени на территории СССР не сохранилось ни одного локомотива этой серии.

 

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Л. Москалёв, Наши узкоколейные паровозы, М., «Железнодорожное дело», 1997
  • Mehis Helme, Eesti kitsarööpmelised raudteed 1896-1996, Tallinn, 1996
  • материалы из личного архива С.В. Дорожкова
  • материалы из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова
  • материалы РГАКФД
  • материалы из архива Ярославской ДЖД
  • последнее обновление страницы: 24.07.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!