На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Сводный список паровозов, работавших на ДЖД

Названия населённых пунктов, в которых находятся детские железные дороги, приведены в таблице в соответствии с современным написанием на русском языке.

Годы работы на ДЖД определены путём сопоставления различных источников. При этом следует учитывать, что даже официальные данные Министерства путей сообщения и завода-изготовителя могут содержать неточности. Один из наиболее ярких примеров – тепловоз ТУ2-077. По официальной статистике ЦТ МПС тепловоз поступил на Рижскую ДЖД в 1966 году, в то время как в книге С.Г. Кирьяненко «Организация работы железных дорог узкой колеи» 1958 года издания уже имеется его фотография, сделанная на Рижской ДЖД. Поэтому порой мы не можем гарантировать достоверность всех приведённых в таблице сведений. Данные, требующие уточнения, помечены в таблице вопросительным знаком.

В графе «Годы: по» указан год окончания работы на ДЖД. В случае, если локомотив после списания продолжительное время оставался на ДЖД, это особо отмечено в графе «примечания».

Принятые обозначения и сокращения:
? – нет данных
по н/в – по настоящее время
ЦТ МПС – Управление локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения
УЖД – узкоколейная железная дорога
 Гр-336  – паровоз используется по настоящее время
 159-6421  – паровоз уцелел до настоящего времени, но используется в качестве памятника, либо заброшен.
Принятые обозначения в названиях заводов:
MAVAG – завод Ganz Mavag, Венгрия
Maffei – Механическая и паровозостроительная фирма Йозефа Антона фон Маффея, Германия
WSABP – завод Warszawska Spolka Akcyjna Budowy Parowozow, Варшава, Польша
АЛКО – завод American Locomotive Company (ALCO), США
Будапешт – завод MAVAG Budapest, Венгрия
Гогенцоллерн – завод Hohenzollern, Дюссельдорф, Германия
ДПРЗ – Днепропетровский паровозоремонтный завод
Коломенский – Коломенский машиностроительный завод
ИЗТМ – Иркутский завод тяжёлого машиностроения им. Куйбышева
Кренау – завод Krenau (до войны – Fabloc), Хржанов, Польша
ЛКМ – Локомотивостроительный завод имени Карла Маркса, Бабельсберг, Германия
О&К – заводы Orenstein & Koppel или заводы Артура Коппеля
Подольский – Подольский паровозостроительный завод им. Орджоникидзе
Сормовский – Сормовский завод, Нижний Новгород
Тампелла – завод Tampella, Финлядния
Хржанов – завод Chrzanów, Польша
Шкода – завод Škoda, Пльзень, Чехословакия

1… 4… 5… 9… Lat… А… Б… В… Г… Д… И… К… Л… Н… П… Р… С… Т… У… Ф… Ш… Ю…
 

Обозн.
на ДЖД
Серия
(тип)
Зав. № / год
Завод изг.
Город Годы работы
с / по
Примечания
1…
1 В ? / ?
АЛКО
Гомель 1936
1941
Номер неизвестен.
11-751 HF ? / 1941
Henshel
Луцк 1954
1970–1971
 
159-? 159 ? / ?
?
Нижний Новгород 1947–1948
?
Из-за очень большого износа на ДЖД почти не эксплуатировался. Был списан через несколько лет после получения.
159-70 159 70 / 1934
?
Иркутск 1939
не позже 1959
Работал одновременно с паровозом 57-90. Во время войны передавался на ИЗТМ им. Куйбышева.
159-121 159 121 / 1935
Подольский
Новомосковск 1953–1955
?
Возможно, списан в 1960 году.
159-141 159 141 / 1935
Подольский
Баку середина 1950-х
до 1960-х годов
В настоящее время не эксплуатируется. Стоит на ДЖД в качестве памятника.
159-205 159 205 / 1935
Подольский
Тбилиси после 1945
1991
Сдан в металлолом.
159-232 159 137 / 1935
Подольский
Минск 1955
1963
Номер 232 присвоен произвольным образом.
159-288 159 ? / ?
?
Свободный 1952–1953
?
Списан.
159-434 159 434 / 1937
Подольский
Ереван 1937
по н/в
Не использовался с 1971 года.
159-495 159 ? / 1938
Подольский
Днепропетровск 1944
1996
Долгое время находился на УЖД в Выгоде, сейчас – в ширококолейном депо Черновцы. Он же ЮП4-95.
159-556 159 556 / 1938
Подольский
Новомосковск 1953–1955
?
Возможно, списан в 1960 году.
159-575 159 575 / 1938
Подольский
Свободный 1940
?
Списан.
159-626 159 ? / ?
?
Челябинск 1949
?
 
159-649 159 ? / ?
?
Уфа 1953
1961
 
159-6421 159 6421 / 1932
Коломенский
Хабаровск 1959
1968
До настоящего времени стоит на ДЖД в качестве памятника.
4…
490.033 490 4271 / 1916
MAVAG
Ужгород ?
?
Изредка встречается на фотографиях ДЖД 1950-х годов. Вероятно, выдавался на подмену во время ремонта паровоза 490.037.
490.037 490 5258 / 1942
MAVAG
Ужгород 1947
середина 1950-х
 
493.001 0-4-0 3852 / 1913
Maffei
Ровно ???
10.1958
 
5…
57-90 Cv 5790 / 1908
Краус-Линц
Иркутск н/д
1959
С паровыми машинами системы Компаунд. Был передан на ИЗТМ им. Куйбышева, и в 1970 году сдан в металлолом. По данным ЦТ МПС списан в 1956 году.
9…
9 К44.9 12350 / 1931
О&К
Екатеринбург 2014
по н/в
Приобретён в Германии, на узкоколейке Mansfelder Bergwerksbahn, Мансфельд.
H…
HF 11001 HF 941 / 1942
Кренау
Ярославль 1946
1957
Переделан с колеи 600 мм на колею 750 мм. После закрытия ДЖД стоял в резерве до 1961 года. Также именовался Н 11001 и НФ 11001.
HF 11005 HF 945 / 1942
Кренау
Сталинград (Волгоград) 1948
1960
Колея 600 мм. Сдан в металлолом.
HF 11025 HF ? / ?
Кренау
Сталинград (Волгоград) не раньше 1948
не позже 1960
Колея 600 мм. Возможно, перенумерованный 11005 (нет ни одной фотографии, где 11005 и 11025 были бы запечатлены вместе).
HF 11045 HF ? / ?
Кренау
Ленинград (Санкт-Петербург) 1947
?
Доставлен ещё до открытия ДЖД, но был разобран на запчасти.
Rp-782 В 4515 / 1925
Гогенцоллерн
Оренбург 1953
?
Изначально принадлежал Вольмарскому обществу подъездных путей и обозначался «В.2». Позже получил обозначение «Rpv782». Накануне открытия ДЖД получил обозначение «Дд-782».
A… / Б…
Ак-1721,
Б.1721
? 1721 / 1911
Юнг
Тбилиси 1935
1940-е –1950-е годы
По данным Мартина Муррея, был импортирован в Россию Артуром Коппелем. До настоящего времени стоит на ДЖД в качестве памятника.
В…
ВЛ-1 ? ? / ?
O&K
Кратово 1937
1938
 
ВП1-170 ВП1 ? / 1948
Воткинский
Ленинград (Санкт-Петербург) 1949
1964
 
ВП1-289 ВП1 ? / 1948
Воткинский
Конотоп 1967
???
 
ВП1-473 ВП1 ? / 1949
Воткинский
Алчевск (Коммунарск) 1968
1970
Имел дымоотбойные щиты. До 1982 стоял в качестве памятника на ДЖД.
ВП1-805-27 ВП1 ? / ?
Воткинский
Караганда 1957
начало 1960-х
 
Г…
Гр-? Гр ? / ?
ЛКМ
Рустави ?
?
Памятник. Номер требует уточнения, но вероятно, – один из трёх, доставленных в Хашури: Гр-282, Гр-307, Гр-318
Гр-185 Гр 15285 / 1948
ЛКМ
Ростов-на-Дону 1981
по н/в
Северо-Кавказской ж.д. получен одновременно с Гр-269 и Гр-329. В рабочем состоянии.
Гр-211 Гр 15308 / 1950
ЛКМ
Новомосковск 1960
1970
 
Гр-269 Гр 15366 / 1950
ЛКМ
Грозный
Планировался к поставке на Грозненскую ДЖД. В настоящее время работает в Переславском железнодорожном музее.
Гр-282 Гр 15379 / 1950
ЛКМ
Хашури 1982
1990
Собран из деталей трёх паровозов, номера которых не известны. Стоял в качестве памятника в Хашури. Впоследствии, возможно, был перевезён в Рустави.
Гр-307 Гр 15404 / 1951
ЛКМ
Хашури 1982
?
 
Гр-318 Гр 15415 / 1951
ЛКМ
Хашури 1982
?
 
Гр-319 Гр 15416 / 1951
ЛКМ
Ленинград (Санкт-Петербург)
В конце 1980-х был доставлен г. Ленинград. Перекуплен железнодорожным музеем в Лавассааре (Эстония) ещё до прибытия на ДЖД.
Гр-322 Гр 15419 / 1951
ЛКМ
Рига 1956
1964
Получен из депо Гулбене.
Гр-327 Гр 15424 / 1951
ЛКМ
Волгоград 1960
н/д
Получен с Эстонской ж.д.
Гр-329 Гр 15426 / 1951
ЛКМ
Владикавказ
Получен для Владикавказской ДЖД. На ДЖД доставлен не был. Сдан в металлолом.
Гр-332 Гр 15429 / 1951
ЛКМ
Ярославль 1989
по н/в
Памятник. На ДЖД не работал.
Гр-336 Гр 15433 / 1951
ЛКМ
Киев 1953
середина 1990-х
На ДЖД имел обозначения: Гр-336, Юп-336, Юз-336, ЮЗм-336. Использовался на УЖД в Червоном для вождения туристических поездов, затем возвращён на ДЖД.
2005
по н/в
Д…
Дд-782 В 4515 / 1925
Гогенцоллерн
Оренбург 1953
?
Изначально принадлежл Вольмарскому обществу подъездных путей и обозначался «В.2». Позже получил обозначение «Rpv782». Первое время на ДЖД имел обозначение «Rp-782».
И…
И.32 86 3365 / 1905
Коломенский
Мелитополь 1936
1941
 
ИС-1 63/65 ? / ?
Коломенский
Кратово 1938
1957
Разобран. Рама использована для изготовления снегоочистителя.
К…
К.265 63 2254 / 1898
Коломенский
Свободный 1939
1952–1953
Работал ещё на строительстве дороги.
К.7 86 ? / ?
Коломенский
Баку 1947
1958
 
Кв4-017 Кв4 ? / 1950
MAVAG
Оренбург 1953
?
 
Кв4-039 Кв4 6483 / 1951
MAVAG
Харьков 1951
1990
 
Кв4-456 Кв4 ? / ?
MAVAG
Нижний Новгород 1952–1962
~1969
456 – инвентарный номер торфяной промышленности. Реальный номер неизвестен. Иногда ошибочно указывается серия Кп4.
Км-1 ? ? / ?
O&K
Астана 1946
1958
Колея 600 мм. Сдан в металлолом.
Кп4-423 Кп4 ? / 1955
Хржанов
Львов 1955–1957
1973
 
Кп4-430 Кп4 ? / 1955
Хржанов
Нижний Новгород 1996
по н/в
 
Кп4-447 Кп4 ? / 1955
Хржанов
Санкт-Петербург 05.2014
по н/в
 
Кп4-450 Кп4 ? / 1955
Хржанов
Запорожье 1972
по н/в
На редких фотографиях изображён с номером 450. На остальных обозначен как Кп4-456.
Кп4-452 Кп4 ? / 1955
Хржанов
Ужгород середина 1950-х
начало 1970-х
 
Кп4-456 Кп4 ? / ?
MAVAG
Нижний Новгород 1952–1962
~1969
Серия указана ошибочно вместо Кв4. 456 – инвентарный номер торфяной промышленности. Реальный номер неизвестен.
Кп4-456 Кп4 ? / 1955
Хржанов
Запорожье 1972
1975
С 1975 по 1982 год стоял в резерве на ДЖД. С 1982 – памятник на ДЖД. На редких фотографиях изображён с номером 450 (см. Кп4-450).
Кп4-465 Кп4 4380 / 1955
Хржанов
Минск 1963
1975
Некоторое время стоял в качестве памятника. В 2003 году был выставлен на продажу минским бизнесменом.
Кп4-471 Кп4 ? / 1955
Хржанов
Ровно 1957
1973
Сдан в металлолом.
Кп4-614 Кп4 ? / 1956
Хржанов
Луцк 1960
1972
Сдан в металлолом.
Кч4-027 Кч4 2079 / 1949
Шкода
Львов 1951
1964
 
Кч4-101 Кч4 2139 / 1949
Шкода
Ростов-на-Дону 1949
1982
Ныне – памятник в г. Ростов-на-Дону.
Кч4-228 Кч4 2243 / 1950
Шкода
Коканд 1958
конец 1970-х
В настоящее время экспонат Ташкентского железнодорожного музея.
Л…
ЛК-01 63/65 ? / ?
Коломенский
Нижний Новгород 1939
1941
Капотированный. Передан на лесовозную УЖД, на ДЖД не вернулся.
ЛК-02 63/65 ? / ?
Коломенский
Нижний Новгород 1939
?
Капотированный. Работал одновременно с ЛК-01.
ЛК-1 ? 1721 / 1911
Юнг
Тбилиси
См. Ак-1721.
ЛК-4-01 159 ? / ?
?
Харьков 1940
1941
Номер неизвестен. Уничтожен в годы фашистской оккупации.
ЛК-159-02 159 ? / ?
Коломенский
Харьков конец 1940-х
не позже 1950-х
Номер неизвестен.
ЛК83-01 Yu83 5003 / 1929
Будапешт
Харьков 1945
1951
До войны имел обозначение 83-040. Сдан в металлолом.
Н…
Н 11001 HF 941 / 1942
Кренау
Ярославль 1946
1957
См. HF 11001. Также именовался НФ 11001.
Н.1476 86 ? / 1913
Коломенский
Ровно ~1949
1957
Имел переделанную будку.
Н.1572 86 ? / 1916
Коломенский
Ровно 1949
1957
 
НФ-11001 HF 941 / 1942
Кренау
Ярославль 1946
1957
См. HF 11001. Также именовался Н 11001.
П…
ПТ-01 ПТ4 611 / 1947
Тампелла
Ленинград (Санкт-Петербург) 1948
1964
Реальный номер – ПТ4-088.
ПТ-02 ПТ4 612 / 1947
Тампелла
Ленинград (Санкт-Петербург) 1948
1964
Реальный номер – ПТ4-089.
Р…
Рп-770 Wp29 190 / 1929
WSABP
Ярославль 1946
1957
До поступления на ДЖД имел обозначение Wp29-4581. После закрытия ДЖД стоял в резерве до 1961 года.
Рп-771 Wp29 191 / 1929
WSABP
Кратово 1950–1960-е годы
1972
До передачи на ДЖД имел обозначения Wp29-4582, Т4-152, Тч-152.
С…
СУ 00-01 – / 1936
самодельный
Красноярск 1936
1961
Действующая модель паровоза СУ. Колея 305 мм. В настоящее время – памятник на ДЖД.
Т…
Т3-78 86 4756 / 1914
Коломенский
Вильнюс 1946
1956
Первоначальное обозначение Н.78. Из Вильнюса передан на строительство Рижской ДЖД. После её открытия почти не эксплуатировался.
Рига 1956
1956–1957
Т4-155 Wp29 248 / 1930
WSABP
Вильнюс 1946
?
 
Т4-447 159 ? / ?
?
Вильнюс ?
?
По данным ЦТ МПС в 1957 году передан в на промышленную УЖД.
Т4-652 ? ? / ?
?
Вильнюс ?
?
По данным ЦТ МПС в 1957 году списан.
У…
Уз15-16 В ? / 1916
АЛКО
Ташкент 1940
1957
Работал со снятыми водяными танками и переделанной будкой и самодельным тендером. Сдан в металлолом.
Ук-159-238 159 ? / ?
?
Южно-Сахалинск 1954
1960
Имел переделанную будку. Находился на ДЖД как минимум до 1969 года.
Ф…
Фт4-028,
Ф 028
Фт4 559 / 1945
Тампелла
Гюмри (Ленинакан) ?
1988
С 1990 года работает в Переславском железнодорожном музее.
Ш…
Ш.32 157 ? / ?
Сормовский
Нижний Новгород 1946
?
 
Ю…
Юз-336,
ЮЗм-336
Гр 15433 / 1951
ЛКМ
Киев 1953
середина 1990-х
На ДЖД имел обозначения: Гр-336, Юп-336, Юз-336, ЮЗм-336. Использовался на УЖД в Червоном для вождения туристических поездов, затем возвращён на ДЖД.
2005
по н/в
ЮП 159 ? / ?
?
Харьков 1940
1941
Возможно, одно из обозначений паровоза ЛК-4-01.
Надёжными источниками не подтверждено!
ЮП-05-50 63/65 ? / ?
Коломенский
Ашхабад ?
?
 
ЮП-3-01 – / 1936
ДПРЗ
Днепропетровск 1936
1941
Находился на ДЖД как минимум до 1953 года, но не эксплуатировался.
ЮП-305 159 ? / 1936
Подольский
Ростов-на-Дону 1940
конец 1950-х - начало 1960-х
Имел переделанную будку со световым фонарём и ограждение ходового мостика.
Юп-336 Гр 15433 / 1951
ЛКМ
Киев 1953
середина 1990-х
На ДЖД имел обозначения: Гр-336, Юп-336, Юз-336, ЮЗм-336. Использовался на УЖД в Червоном для вождения туристических поездов, затем возвращён на ДЖД.
2005
по н/в
ЮП-40 63/65 ? / ?
Коломенский
Алма-Ата 1952
1958
Сдан в металлолом.
ЮП4-12 159 ? / ?
Подольский
Днепропетровск 1938
1941
Во время войны вывезен немцами.
ЮП4-95 159 ? / 1938
Подольский
Днепропетровск 1944
1996
Долгое время находился на УЖД в Выгоде, сейчас – в ширококолейном депо Черновцы.
последнее обновление страницы: 07.12.2015
Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service

INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!