На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Алма-Ата

Первый поезд 1952 год. Из архива АДЖД
Открыта: 13 сентября 1952 года
Закрыта: 20 июля 1997 года
Полная длина: 1.47 км
Длина главного пути: 1.24 км
Расположена в парке «Ак Бобек» (быв.им.Горького)
2 станции: Достык, Жастар (ранее Павлика Морозова и Комсомольская)
Подвижной состав: тепловоз ТУ7А-2921, 4 вагона ПВ40; ранее были тепловозы ТУ2-124, ТУ2-209 и 3 вагона PAFAWAG, паровоз ЮП-40 (тип 63/65), 2 деревянных пассажирских вагона

Летом 1952 года по инициативе пионерии и комсомола Алма-Аты в Центральном Парке Культуры и Отдыха имени Максима Горького началось строительство Детской Железной Дороги. Торжественное открытие «Малой Турксибской железной дороги» состоялось 13 сентября того же года.

К открытию был уложен кольцевой путь колеи 750 мм, длиной 1.24 километра, построена одна станция без путевого развития с деревянной платформой и пассажирским павильоном летнего типа, получившая имя Павлика Морозова. Парк подвижного состава состоял из двух самодельных деревянных вагончиков и паровоза типа 63/65, отремонтированного рабочими Алма-Атинского паровозного депо. Заводской номер паровоза установить пока не удалось, а на ДЖД он получил обозначение «ЮП-40».

Схема ДЖД 1958-1997

В 1958 году подвижной состав полностью заменен – на смену паровозу пришел тепловоз ТУ2 (номер, к сожалению доподлинно не известен), старые вагоны были заменены тремя новыми цельнометаллическими пассажирскими вагонами Pafawag.

В том же году внутри кольца было построено новое здание управления дороги, а на южной стороне кольца сооружена вторая (двухпутная) станция – Комсомольская. На северной стороне кольца, рядом со станцией имени Павлика Моровоза оборудован переезд с автоматическим шлагбаумом. Перегон оснащен полуавтоблокировкой.

В 1985 году вагоны Pafawag были заменены четырьмя отечественными вагонами ПВ40 (ПВ51).

В 1986 году выработавший свой ресурc тепловоз ТУ2-124 установлен на постамент у здания управления ДЖД, а на смену ему получен тепловоз ТУ7А-2921.

В 1991 году станция имени Павлика Морозова была реконструирована. Деревянная платформа заменена железобетонной. А тепловоз ТУ2-124 снят с постамента и порезан.

В 1993 году реконструкции подверглись все средства СЦБ и связи детской железной дороги. Взамен полуавтоблокировки была смонтирована автоматическая, устроена телефонная связь между управлением дороги, обеими станциями и постом дежурного по переезду. Одновременно оба стрелочных перевода на станции Комсомольская были оснащены электроприводами.

В том же году станция имени Павлика Морозова переименована в Достык (что в переводе с казахского означает «Дружба»), а Комсомольская – в Жастар («Молодежная»).

В 1995 году дорога оснащена локомотивной радиосвязью.

13 января 1997 года по указанию управления Алматинской железной дороги («в связи с тяжелым финансовым положением») ДЖД передана на баланс парка имени Горького, также не имевшего средств на ее содержание. В течение полугода начальником ДЖД, инструкторами, юными железнодорожниками и их родителями, при поддержке школ и кружков Алматы, велась борьба за выживание ДЖД, которая так и не дала результата. 20 июля 1997 года дорога была окончательно закрыта. Уже через месяц тепловоз полностью разорили, вагоны были сняты с тележек и использованы в качестве торговых павильонов.

В 1999 году парк имени Горького вместе с остатками ДЖД перешел в частную собственность и на его территории организован детский развлекательный центр «Ак Бобек». Частично была восстановлена и железная дорога – отремонтированы путь и одна из станций, возобновилось движение. По кольцу, на котором демонтированы все стрелки, теперь ходит поезд, состоящий из трех открытых вагонов итальянского производства и дизельного локомотива, стилизованного под паровоз.

В конце августа 2001 года сгорело дотла здание вокзала станции Достык.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что Алма-Атинская детская железная дорога превратилась в обычный парковый аттракцион, где для детей уготована лишь роль пассажиров. Нынешнее состояние Алма-Атинской ДЖД можно увидеть в фотогалерее «Жизнь после смерти».


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • материалы из архива Алма-Атинской ДЖД
  • материалы, предоставленные И. Загуменниковым
  • материалы, предоставленные В. Муляровым
  • материалы, предоставленные Д. Климовым

  • Ссылки по теме:
  • Алма-атинская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!