На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Ашхабад

ЮП-05-50
Паровоз ЮП-05-50 на станции Пионерская.
Фото Демина. 1941 год. (Из фондов РГАКФД)
I.
Открыта: не позднее 1941 года
Закрыта: предположительно, в 1942 году
2 станции: Первомайская и Пионерская
Подвижной состав: были паровоз ЮП-05-50 (тип 63/65), деревянные пассажирские вагоны

II.
Открыта: ноябрь 1987 года
Закрыта: предположительно, в середине 1990-х годов
Протяжённость: ~1,2 км
2 станции
Расположена: в парке у ВДНХ
Подвижной состав: тепловоз ТУ7А-2893, два пассажирских вагона ПВ51

III.
Открыта: 2 сентября 2007 года
Протяжённость: ~1,2 км
1 станция: Гёроглы
Расположена: в парке у ВДНХ
Подвижной состав: тепловоз, три пассажирских вагона ПВ51

До последнего времени мы были уверены в том, что на территории Туркменской ССР никогда не существовало детских железных дорог. Каково же было наше удивление, когда при изучении материалов, хранящихся в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД, Красногорск) нам на глаза попались три фотографии Ашхабадской ДЖД, сделанные в 1941 году! Конечно, и в серьёзных хранилищах иногда встречаются ошибки: то архивная карточка не заполнена, то время и место съёмки перепутано, но случается это крайне редко. Тем не менее, некоторые сомнения всё ещё оставались.

ст.Первомайская
Поезд на главной станции Первомайская.
Фото Кудрявцева. 1941 год. (Из фондов РГАКФД)

Изображённые на фотографиях паровоз типа 63 или 65 Коломенского завода и станция Первомайская, с типичным для ДЖД путевым развитием, сами по себе ещё не были подтверждением того, что мы видим именно детскую железную дорогу, и уж тем более – именно Ашхабадскую. Все сомнения окончательно развеяла третья фотография – юный машинист, выглядывающий из окна паровозной будки с надписью «Малая ашхабадская Ж.Д.».

ст.Первомайская
Юный машинист Малой Ашхабадской Г. Хомчик.
Фото Кудрявцева. 1941 год. (Из фондов РГАКФД)

Впоследствии, мы неоднократно пытались найти хоть какие-то дополнительные сведения об этой дороге – тщетно. В итоге все наши познания об Ашхабадской ДЖД базируются на этих трёх фотографиях и архивных аннотациях к ним.

Впрочем, история этой загадочной дороги имела своё продолжение уже в наши дни. В 1987 году Камбарский машиностроительный завод отгрузил в адрес локомотивного депо Ашхабад узкоколейный тепловоз ТУ7А-2893. В документах отдела сбыта КМЗ осталась даже пометка: «для детской железной дороги»!

тепловоз ТУ7А
Тепловоз ТУ7А с лозунгом «Детям к 70-летию Великого Октября» на площадке открывал движение на новой ДЖД.
Фото из семейного архива Сергея Вострикова. 1987 год.

6 ноября того же года ашхабадские газеты сообщили о том, что в центре города, в «Парке дружбы», рядом со строящимся Республиканским дворцом пионеров вновь открылась детская железная дорога. Спустя 45 лет в Ашхабаде опять застучали колёса пионерского поезда.


Юный проводник Ашхабадской ДЖД.
Фото из семейного архива Сергея Вострикова. 1987 год.

Поезд из двух пассажирских вагонов Демиховского завода с тепловозом ТУ7А во главе ходил по кольцевой линии протяжённостью приблизительно 1,2 км. Первоначально на дороге имелась только одна станция рядом со зданием ВДНХ. Никакого путевого развития на ней не было. Не было и каких-либо капитальных построек. В расположенном с внутренней стороны кольца вагончике размещались касса и пост дежурного по станции, управлявшего только двумя светофорами – входным и выходным.

Чуть позже на участке, прилегающем к улице Шевченко, была построена ещё одна станция. Здесь уже имелись капитальное локомотивное депо и вокзал. Но, насколько нам известно, ввести её в строй так и не успели. Равно как не успели реализовать планы продления линии ДЖД вокруг ВДНХ. В середине 1990-х годов детская дорога закрылась. Бывшие жители Ашхабада утверждают, что произошло это не раньше 1996 года. Но при этом уже в 1994 году тепловоз ТУ7А-2893 якобы видели в Тумской. С трудом верится в то, что он мог попасть в Россию уже после распада СССР в 1991 году. Поэтому не исключено, что в это какая-то ошибка, либо речь идёт о «двойниках», получившихся в результате «перебивки» номеров на тепловозе в Тумской.

К сожалению, многолетняя самоизоляция Туркмении не позволила доподлинно узнать все подробности о судьбе дороги.

Летом 2007 года начался ремонт дороги и подвижного состава. Уже в октябре того же года Ашхабадская ДЖД вновь открылась для посетителей. Правда, сейчас она, по-видимому, работает в режиме паркового аттракциона, то есть обслуживается взрослыми.


Вокзал Ашхабадской ДЖД.
Фото Христины Нестояновой. Октябрь 2007 года.

Поезд Ашхабадской ДЖД.
Фото Христины Нестояновой. Октябрь 2007 года.

Вагон поезда Ашхабадской ДЖД.
Фото Христины Нестояновой. Октябрь 2007 года.

Интерьер вагона Ашхабадской ДЖД.
Фото Христины Нестояновой. Октябрь 2007 года.

Интерьер вагона Ашхабадской ДЖД.
Фото Христины Нестояновой. Октябрь 2007 года.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • материалы РГАКФД
  • материалы из семейного архива Сергея Вострикова
  • материалы, предоставленные Виктором Сагидулиным

  • Ссылки по теме:
  • Ашхабадская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • последнее обновление страницы: 13.11.2007
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!