First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Astana (Akmola, Tselinograd)

The First train of this ChRW
Children's railways named of the Hero of Soviet Union M.V.Jaglinskiy
Opened
June 9, 1946
Closed: April 2002
Length: 1.71 kms (ring)
It is located in Railwaymen Park
2 stations: Pobeda (Zhenis), Abay
Rolling stock: diesel locomotive TU2-175, Pafawag coaches; formerly: steam locomotive Km-1, diesel locomotives TU2-091, TU2-107, TU2-108, various wooden carriages
Phone: +7 (317-2) 144-144
Chief: IVANOVA Natalia Vasilievna

Планы строительства Акмолинской ДЖД появились еще в 1935 году, вскоре после открытия Тифлисской. Но до войны они так и остались только планами.

После войны железные дороги Казахстана испытывали острую нехватку квалифицированных кадров. Руководство Карагандинской железной дороги решило приобщить детей Казахстана к железнодорожным специальностям через работу на ДЖД.

Изучение опыта работы существовавших к тому моменту детских дорог показывало перспективность выбранного пути. Именно поэтому в непростой послевоенной обстановке бурными темпами началось сооружение Акмолинской ДЖД в Парке железнодорожников на левом берегу реки Ишим. В 50-х годах прямо напротив этого места выросло здание Дворца Целинников (ныне Дворец Республики).

Схема ДЖД

Поскольку станция Целиноград находилась в те годы в составе Карагандинской ж.д., а других ДЖД на дороге не было, первое время Целиноградская ДЖД называлась Малой Карагандинской. 16 марта 1959 года приказом № 79-н начальника Казахской железной дороги переименована в Малую Акмолинскую («Малой Карагандинской» стала Карагандинская ДЖД). В 1961 году в связи с переименованием города Акмолинска в Целиноград дорога вновь была переименована.

Изначально колея дороги составляла 600 миллиметров (по некоторым данным – 610 мм). Выбор колеи был обусловлен обилием в этой части страны немецкого подвижного состава дореволюционной постройки.

С момента открытия дорогу обслуживал состав из паровоза и четырех двухосных пассажирских вагонов. Деревянные 16-местные вагоны были построенны на базе грузовых платформ. Тип паровоза (колесная формула 0-2-0), носившего на ДЖД обозначение Км-1, установить пока не удалось. Вероятнее всего, это немецкий паровоз постройки завода Артура Коппеля.

Поскольку подвижной состав был построен по стандартам немецких военно-полевых железных дорог и имел крайне малую осевую нагрузку, в путь были положены рельсы сверхлегких типов (по современной номенклатуре – Р-7, Р-15).

В 1958 году осуществелена реконструкция дороги, в ходе которой рельсы заменены новыми, более тяжелого типа, а колея увеличена до 750 миллиметров. Одновременно дорога получила в свое распоряжение тепловоз TU2 и несколько деревянных пассажирских вагонов. Пара старых вагонов была установлена возле депо и до сих пор используется в качестве подсобных помещений. Остальные вагоны были переданы ведомственным детским садам Казахской железной дороги.

фото 1958 года

Впоследствии деревянные пассажирские вагоны были заменены цельнометаллическими вагонами Pafawag, которые эксплуатируются до настоящего времени. В разные годы на ДЖД работали тепловозы TU2-091, TU2-107, TU2-108, TU2-175. Последний из них эксплуатируется до сих пор.

Первоначально движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе. (На фото вверху виден дежурный по станции с жезлопередавателем в руке.) В 80-х годах станция Абай оборудована электрической централизацией.

Очень не повезло дороге со станционными постройками. 7 августа 1962 года от грозового разряда полностью сгорело здание вокзала на станции Победа, а во второй половине 90-х годов сгорело здание вокзала на станции Абай. Вокзал на станции Победа был отстроен заново летом 1963 года, а на станции Абай построек нет до сих пор.

В начале 2002 года Детская железная дорога была передана на баланс города и уже к апрелю 2002 года полностью уничтожена – сняты рельсы, бульдозером выровнены даже следы от шпал, в здание вокзала открыто кафе, депо переоборудовано под общежитие приезжих строителей, часть вагонов использованы под бытовки, остальные порезаны в металлолом вагоны. От старых деревянных вагонов колеи 600 мм пока еще остались тележки, но скоро, вероятно, и их не останется.

Детская железная дорога в Астане уничтожена бездушными взрослыми…


The following material was used in the preparation of this account:
  • Newpaper "Kommunizm Nury", № 156 (8172), 29.08.1969
  • L.A.Turov, "I want to be the railwayman", Akmola, "Zhana-Arka" publishers, 1993
  • Instruction to the young railwayman, Tselinograd, 1982
  • materials from A.K.Filippov and P.A.Strelkov's private archive
  • materials given by Timur Batyrshin
  • Archive of Astana ChRW
  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.