На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Астана (Акмола, Целиноград)

Первый состав Акмолинской ДЖД
Детская железная дорога имени Героя Советского Союза М.В.Яглинского
Открыта
9 июня 1946 года
Закрыта: апрель 2002 года
Длина: 1.71 км (кольцевая)
Расположена в Парке железнодорожников
2 станции: Победа (Женiс) и Абай
Подвижной состав: тепловоз ТУ2-175, вагоны Pafawag; ранее были паровоз Км-1, тепловозы ТУ2-091, ТУ2-107, ТУ2-108, различные деревянные пассажирские вагоны
Тел.: (317-2) 144-144
Начальник: ИВАНОВА Наталья Васильевна

Планы строительства Акмолинской ДЖД появились еще в 1935 году, вскоре после открытия Тифлисской. Но до войны они так и остались только планами.

После войны железные дороги Казахстана испытывали острую нехватку квалифицированных кадров. Руководство Карагандинской железной дороги решило приобщить детей Казахстана к железнодорожным специальностям через работу на ДЖД.

Изучение опыта работы существовавших к тому моменту детских дорог показывало перспективность выбранного пути. Именно поэтому в непростой послевоенной обстановке бурными темпами началось сооружение Акмолинской ДЖД в Парке железнодорожников на левом берегу реки Ишим. В 50-х годах прямо напротив этого места выросло здание Дворца Целинников (ныне Дворец Республики).

Схема ДЖД

Поскольку станция Целиноград находилась в те годы в составе Карагандинской ж.д., а других ДЖД на дороге не было, первое время Целиноградская ДЖД называлась Малой Карагандинской. 16 марта 1959 года приказом № 79-н начальника Казахской железной дороги переименована в Малую Акмолинскую («Малой Карагандинской» стала Карагандинская ДЖД). В 1961 году в связи с переименованием города Акмолинска в Целиноград дорога вновь была переименована.

Изначально колея дороги составляла 600 миллиметров (по некоторым данным – 610 мм). Выбор колеи был обусловлен обилием в этой части страны немецкого подвижного состава дореволюционной постройки.

С момента открытия дорогу обслуживал состав из паровоза и четырех двухосных пассажирских вагонов. Деревянные 16-местные вагоны были построенны на базе грузовых платформ. Тип паровоза (колесная формула 0-2-0), носившего на ДЖД обозначение Км-1, установить пока не удалось. Вероятнее всего, это немецкий паровоз постройки завода Артура Коппеля.

Поскольку подвижной состав был построен по стандартам немецких военно-полевых железных дорог и имел крайне малую осевую нагрузку, в путь были положены рельсы сверхлегких типов (по современной номенклатуре – Р-7, Р-15).

В 1958 году осуществелена реконструкция дороги, в ходе которой рельсы заменены новыми, более тяжелого типа, а колея увеличена до 750 миллиметров. Одновременно дорога получила в свое распоряжение тепловоз ТУ2 и несколько деревянных пассажирских вагонов. Пара старых вагонов была установлена возле депо и до сих пор используется в качестве подсобных помещений. Остальные вагоны были переданы ведомственным детским садам Казахской железной дороги.

фото 1958 года

Впоследствии деревянные пассажирские вагоны были заменены цельнометаллическими вагонами Pafawag, которые эксплуатируются до настоящего времени. В разные годы на ДЖД работали тепловозы ТУ2-091, ТУ2-107, ТУ2-108, ТУ2-175. Последний из них эксплуатируется до сих пор.

Первоначально движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе. (На фото вверху виден дежурный по станции с жезлопередавателем в руке.) В 80-х годах станция Абай оборудована электрической централизацией.

Очень не повезло дороге со станционными постройками. 7 августа 1962 года от грозового разряда полностью сгорело здание вокзала на станции Победа, а во второй половине 90-х годов сгорело здание вокзала на станции Абай. Вокзал на станции Победа был отстроен заново летом 1963 года, а на станции Абай построек нет до сих пор.

В начале 2002 года Детская железная дорога была передана на баланс города и уже к апрелю 2002 года полностью уничтожена – сняты рельсы, бульдозером выровнены даже следы от шпал, в здании вокзала открыто кафе, депо переоборудовано под общежитие приезжих строителей, часть вагонов использованы под бытовки, остальные порезаны в металлолом. От старых деревянных вагонов колеи 600 мм пока еще остались тележки, но скоро, вероятно, и их не останется.

Детская железная дорога в Астане уничтожена бездушными взрослыми…


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Газета «Коммунизм Нуры», № 156 (8172), 29.08.1969
  • Л.А.Туров, «Хочу быть железнодорожником», Акмола, изд. «Жана-Арка», 1993
  • Памятка юному железнодорожнику, Целиноград, 1982
  • материалы из личного архива А.К.Филиппова, П.А.Стрелкова
  • материалы, предоставленные Т.Батыршиным
  • архив Детской железной дороги

  • Ссылки по теме:
  • Целиноградская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!