ATTENTION! The data listed below can be not actual. |
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis. |
Chelyabinsk
Small Southern-Ural railway
Opened: August 31, 1949
Length: 5.7 kms
It is located Shershnevskiy pine forest and the Central park of a name of Gagarin
5 stations: Pavlik Morozov, Vodnaya, Lesnaya (formerly Pionerskaya), Zvezndnaya, Solnechnaya, 1 halt Zoopark
Rolling stock: diesel locomotives TU2-084, TU2-160, TU2-189, coaches PV51 and Pafawag, 3 four-axial freight platform; Formerly: steam locomotive 159-626,, diesel locomotive TU2-028, 4 two-axial coaches
Signalling & protection: Bilaterial semi-automatic blocking system
Address:
454092, RUSSIA, Chelyabinsk, Dovatora street, 44
Phone: +7 (3512) 68-30-81, 68-72-63 (in winter), 68-63-81 (in summer)
Chief: EREMENKO, Anatoliy Alekseevich
Reference information: guide to schedules
Проектирование детской железной дороги институт «Челябгипротранс» начал еще осенью 1939 года. 12 мая 1940 года комсомольцы города приступили к строительству первой очереди дороги. К началу лета 1941 года она была уже практически готова. Торжественное открытие планировалось на первое воскресенье августа День железнодорожника, но, из-за начавшейся Великой Отечественной войны, оно так и не состоялось.
В годы войны детская железная дорога была практически полностью разобрана, рельсы вывезены.
В первые послевоенные годы средств на восстановление и достройку дороги не было. И только в самом конце лета 1949 года состоялось торжественное открытие детской железной дороги. На тот момент дорога, протяженностью около 700 метров, соединяла две тупиковые станции. Одна из них имени Павлика Морозова сохранилась до сих пор.
Первый поезд Малой Южно-Уральской состоял из трех открытых пассажирских вагонов типа дилижанс (имевших выходы на платформу от каждого ряда сидений) и паровоза 159-626.
В 1953 году дорога была удлиннена до 2 км, построена новая станция Водная, разобран разъезд номер 1 бывшая конечная станция.
В 1961 году дорога вновь была реконструирована построена станция Пионерская, протяженность пути увеличилась до 4 км. В таком виде дорога проработала до конца 80-х годов.
Отмеченные на схеме широколейные подъездные пути Мельзавода были разобрана во второй половине 50-х годов. Тогда же была разобрана короткая соединительная ветка колеи 750 мм, служившая для перегрузки подвижного состава ДЖД, доставленного по широкой колее.
К началу 70-х годов оба перегона были оборудованы полуавтоматической блокировкой. На станции Водная действовала электрическая централизация, на остальных ключевая зависимость стрелок и сигналов.
В конце 80-х годов от станции им.Павлика Морозова, расположенной в глубине парка им.Гагарина, был проложен путь до входа в парк (около 1 километра). Однако, на строительство новой станции средств уже не хватило, и потому движение на этом участке так и не было открыто.
В 1995 году детская железная дорога не выдержав экономического кризиса закрылась. Это была последняя действующая ДЖД Южно-Уральской магистрали Оренбургская и Курганская дороги к тому времени уже не работали (следует заметить, что сейчас эти дороги восстановлены).
За два года бездействия дороги, местные жители успели практически полностью разворовать ее. Были сняты и вывезены рельсы и шпалы, станционные постройки разобраны.
В начале 1997 года детскую железную дорогу возглавил новый энергичный начальник и уже 20 мая того же года дорога вновь начала работать. Правда, к моменту открытия удалось восстановить только один перегон Водная им.Павлика Морозова, длиной 2.3 километра.
Одновременно началось восстановление пути на перегоне Водная Пионерская, самой станции Пионерская, а также строительство станции Звездная, не достроенной в 80-х, новой платформы Зоопарк (на перегоне Водная им.Павлика Морозова) и новой станции Солнечная (на подъеме за станцией Пионерская).
track plan caption: If you want to see how the track layout at a station evolved, put the cursor on its name and click
Открытие новых и восстановленных станций состоялось 31 августа 1998 года, в день 49-летия дороги. Восстановленная станция Пионерская получила новое название Лесная.
Сейчас все станции имеют высокие посадочные платформы. Причем, на станции Водная платформы сооружены у двух приемо-отправочных путей, что позволяет принимать одновременно два поезда, а значит организовать движение двух составов со скрещением по этой станции.
Дорога на всем протяжении оборудована двувсторонней полуавтоблокировкой, однако, в целях обеспечения безопасности, на станциях сохранен ручной привод стрелочных переводов.
Руководство дороги не останавливается на достигнутом есть реальные планы продления ДЖД со строительством двух новых станций. Если это удастся претворить в жизнь, то Малая Южно-Уральская станет дорогой, распологающей самым большим, среди всех детских дорог мира, числом раздельных пунктов.
The following material was used in the preparation of this account:
materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
materials from A.K.Filippov and P.A.Strelkov's private archive
"Small Southern-Ural railway", Chelyabinsk, Southern-Ural book-publisher, 1968
materials given by V.Mikhaylov
materials given by V.Sharmanov
|