First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Chelyabinsk

TU2-189. foto by Pavel Strelkov, 1999
Small Southern-Ural railway
Opened: August 31, 1949
Length: 5.7 kms
It is located Shershnevskiy pine forest and the Central park of a name of Gagarin
5 stations: Pavlik Morozov, Vodnaya, Lesnaya (formerly Pionerskaya), Zvezndnaya, Solnechnaya, 1 halt Zoopark
Rolling stock: diesel locomotives TU2-084, TU2-160, TU2-189, coaches PV51 and Pafawag, 3 four-axial freight platform; Formerly: steam locomotive 159-626,, diesel locomotive TU2-028, 4 two-axial coaches
Signalling & protection: Bilaterial semi-automatic blocking system
Address: 454092, RUSSIA, Chelyabinsk, Dovatora street, 44
Phone: +7 (3512) 68-30-81, 68-72-63 (in winter), 68-63-81 (in summer)
Chief: EREMENKO, Anatoliy Alekseevich
Reference information: guide to schedules

Проектирование детской железной дороги институт «Челябгипротранс» начал еще осенью 1939 года. 12 мая 1940 года комсомольцы города приступили к строительству первой очереди дороги. К началу лета 1941 года она была уже практически готова. Торжественное открытие планировалось на первое воскресенье августа – День железнодорожника, но, из-за начавшейся Великой Отечественной войны, оно так и не состоялось.

В годы войны детская железная дорога была практически полностью разобрана, рельсы вывезены.

В первые послевоенные годы средств на восстановление и достройку дороги не было. И только в самом конце лета 1949 года состоялось торжественное открытие детской железной дороги. На тот момент дорога, протяженностью около 700 метров, соединяла две тупиковые станции. Одна из них – имени Павлика Морозова – сохранилась до сих пор.

Первый поезд Малой Южно-Уральской состоял из трех открытых пассажирских вагонов типа дилижанс (имевших выходы на платформу от каждого ряда сидений) и паровоза 159-626.

В 1953 году дорога была удлиннена до 2 км, построена новая станция – Водная, разобран разъезд номер 1 – бывшая конечная станция.

В 1961 году дорога вновь была реконструирована – построена станция Пионерская, протяженность пути увеличилась до 4 км. В таком виде дорога проработала до конца 80-х годов.

схема ДЖД до конца 80-х.

Отмеченные на схеме широколейные подъездные пути Мельзавода были разобрана во второй половине 50-х годов. Тогда же была разобрана короткая соединительная ветка колеи 750 мм, служившая для перегрузки подвижного состава ДЖД, доставленного по широкой колее.

К началу 70-х годов оба перегона были оборудованы полуавтоматической блокировкой. На станции Водная действовала электрическая централизация, на остальных – ключевая зависимость стрелок и сигналов.

В конце 80-х годов от станции им.Павлика Морозова, расположенной в глубине парка им.Гагарина, был проложен путь до входа в парк (около 1 километра). Однако, на строительство новой станции средств уже не хватило, и потому движение на этом участке так и не было открыто.

В 1995 году детская железная дорога не выдержав экономического кризиса закрылась. Это была последняя действующая ДЖД Южно-Уральской магистрали – Оренбургская и Курганская дороги к тому времени уже не работали (следует заметить, что сейчас эти дороги восстановлены).

Разоренный TU2-028. Фото Д.Крыкова, 1999 год

За два года бездействия дороги, местные жители успели практически полностью разворовать ее. Были сняты и вывезены рельсы и шпалы, станционные постройки разобраны.

В начале 1997 года детскую железную дорогу возглавил новый энергичный начальник и уже 20 мая того же года дорога вновь начала работать. Правда, к моменту открытия удалось восстановить только один перегон Водная – им.Павлика Морозова, длиной 2.3 километра.

Одновременно началось восстановление пути на перегоне Водная – Пионерская, самой станции Пионерская, а также строительство станции Звездная, не достроенной в 80-х, новой платформы Зоопарк (на перегоне Водная – им.Павлика Морозова) и новой станции Солнечная (на подъеме за станцией Пионерская).

modern track plan.
Solnechnaya station Lesnaya station Vodnaya station Zoopark halt. One track only Pavlik Morozov station Zvezdnaya station track plan caption: If you want to see how the track layout at a station evolved, put the cursor on its name and click

Открытие новых и восстановленных станций состоялось 31 августа 1998 года, в день 49-летия дороги. Восстановленная станция Пионерская получила новое название – Лесная.

Сейчас все станции имеют высокие посадочные платформы. Причем, на станции Водная платформы сооружены у двух приемо-отправочных путей, что позволяет принимать одновременно два поезда, а значит организовать движение двух составов со скрещением по этой станции.

Дорога на всем протяжении оборудована двувсторонней полуавтоблокировкой, однако, в целях обеспечения безопасности, на станциях сохранен ручной привод стрелочных переводов.

Руководство дороги не останавливается на достигнутом – есть реальные планы продления ДЖД со строительством двух новых станций. Если это удастся претворить в жизнь, то Малая Южно-Уральская станет дорогой, распологающей самым большим, среди всех детских дорог мира, числом раздельных пунктов.


The following material was used in the preparation of this account:
  • materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
  • materials from A.K.Filippov and P.A.Strelkov's private archive
  • "Small Southern-Ural railway", Chelyabinsk, Southern-Ural book-publisher, 1968
  • materials given by V.Mikhaylov
  • materials given by V.Sharmanov

  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.