На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Челябинск

ТУ2-189. Фото П.А.Стрелкова, 1999 год
Малая Южно-Уральская ж.д.
Открыта: 31 августа 1949 года
Длина: 5.7 км
Расположена в Шершневском сосновом бору и ПКиО им.Гагарина
5 станций: им.Павлика Морозова, Водная, Лесная (бывшая Пионерская), Звездная, Солнечная, 1 платформа Зоопарк
Подвижной состав: тепловозы ТУ7А-3356, ТУ7А-3359, ТУ2-084, ТУ2-160, ТУ2-189, вагоны ПВ51 и Pafawag, 3 четырехосные грузовые платформы; ранее были паровоз 159-626,, тепловоз ТУ2-028, 4 двухосных пассажирских вагона
СЦБ: Двусторонняя полуавтоблокировка
Адрес: 454092, Челябинск, ул.Доватора, 44
Тел.: (351) 268-30-81, 268-63-81 (только летом)
Начальник: БОЛДОВСКИЙ Евгений Борисович
Cправочная информация: режим работы, проезд

Проектирование детской железной дороги институт «Челябгипротранс» начал еще осенью 1939 года. 12 мая 1940 года комсомольцы города приступили к строительству первой очереди дороги. К началу лета 1941 года она была уже практически готова. Торжественное открытие планировалось на первое воскресенье августа – День железнодорожника, но, из-за начавшейся Великой Отечественной войны, оно так и не состоялось.

В годы войны детская железная дорога была практически полностью разобрана, рельсы вывезены.

В первые послевоенные годы средств на восстановление и достройку дороги не было. И только в самом конце лета 1949 года состоялось торжественное открытие детской железной дороги. На тот момент дорога, протяженностью около 700 метров, соединяла две тупиковые станции. Одна из них – имени Павлика Морозова – сохранилась до сих пор.

Первый поезд Малой Южно-Уральской состоял из трех открытых пассажирских вагонов типа дилижанс (имевших выходы на платформу от каждого ряда сидений) и паровоза 159-626.

В 1953 году дорога была удлиннена до 2 км, построена новая станция – Водная, разобран разъезд номер 1 – бывшая конечная станция.

В 1961 году дорога вновь была реконструирована – построена станция Пионерская, протяженность пути увеличилась до 4 км. В таком виде дорога проработала до конца 80-х годов.

схема ДЖД до конца 80-х.

Отмеченные на схеме широколейные подъездные пути Мельзавода были разобраны во второй половине 50-х годов. Тогда же была разобрана короткая соединительная ветка колеи 750 мм, служившая для перегрузки подвижного состава ДЖД, доставленного по широкой колее.

К началу 70-х годов оба перегона были оборудованы полуавтоматической блокировкой. На станции Водная действовала электрическая централизация, на остальных – ключевая зависимость стрелок и сигналов.

В конце 80-х годов от станции им.Павлика Морозова, расположенной в глубине парка им.Гагарина, был проложен путь до входа в парк (около 1 километра). Однако, на строительство новой станции средств уже не хватило, и потому движение на этом участке так и не было открыто.

В 1995 году детская железная дорога не выдержав экономического кризиса закрылась. Это была последняя действующая ДЖД Южно-Уральской магистрали – Оренбургская и Курганская дороги к тому времени уже не работали (следует заметить, что сейчас эти дороги восстановлены).


Разорённый ТУ2-028. Фото Д.Крыкова, 1999 год

За два года бездействия дороги, местные жители успели практически полностью разворовать ее. Были сняты и вывезены рельсы и шпалы, станционные постройки разобраны.

В начале 1997 года детскую железную дорогу возглавил новый энергичный начальник и уже 20 мая того же года дорога вновь начала работать. Правда, к моменту открытия удалось восстановить только один перегон Водная – им.Павлика Морозова, длиной 2.3 километра.

Одновременно началось восстановление пути на перегоне Водная – Пионерская, самой станции Пионерская, а также строительство станции Звездная, не достроенной в 80-х, новой платформы Зоопарк (на перегоне Водная – им.Павлика Морозова) и новой станции Солнечная (на подъеме за станцией Пионерская).

современная схема ДЖД.
cт.Солнечная ст.Лесная ст.Водная пл.Зоопарк. Не имеет путевого развития ст.им.Павлика Морозова ст.Звездная Если вы хотите посмотреть путевое развитие станции, щелкните мышкой по ее названию.

Открытие новых и восстановленных станций состоялось 31 августа 1998 года, в день 49-летия дороги. Восстановленная станция Пионерская получила новое название – Лесная.

Сейчас все станции имеют высокие посадочные платформы. Причем, на станции Водная платформы сооружены у двух приемо-отправочных путей, что позволяет принимать одновременно два поезда, а значит организовать движение двух составов со скрещением по этой станции.

Дорога на всем протяжении оборудована двусторонней полуавтоблокировкой, однако, в целях обеспечения безопасности, на станциях сохранен ручной привод стрелочных переводов.

Руководство дороги не останавливается на достигнутом – есть реальные планы продления ДЖД со строительством двух новых станций. Если это удастся претворить в жизнь, то Малая Южно-Уральская станет дорогой, распологающей самым большим, среди всех детских дорог мира, числом раздельных пунктов.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
  • материалы из личного архива А.К.Филиппова, П.А.Стрелкова
  • Малая Южно-Уральская железная дорога, Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1968
  • материалы, предоставленные В.Михайловым
  • материалы, предоставленные В.Шармановым

  • Ссылки по теме:
  • Малая Южно-Уральская жд (неофициальный сайт, автор В. Шарманов)
  • Челябинская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • последнее обновление страницы: 29.04.2009
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!