На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Шымкент (Чимкент)

Поезд на мосту. фото 1981 года.
Чимкентская детская ж.д. им. Героя Советского Союза Гани Муратбаева
Открыта:
в мае 1980 года
Длина: около 6 км
2 станции: Спортивная, Тулпар
Искусственные сооружения: тоннель, мост, автомобильный путепровод
Подвижной состав:тепловозы ТУ2-112 и ТУ2-269, 6 вагонов ПВ51, одна грузовая платформа; ранее было 4 вагона Pafawag
СЦБ: электрическая централизация, автоблокировка

Решение о строительстве ДЖД было принято в 1979 году, причем открыть ее планировалось именно в 1980 году – в Международный год ребенка. Проектирование дороги велось на общественных началах творческими группами из нескольких организаций. Так, станции проектировала группа специалистов Чимкентского института Южгорсельпроект под руководством Н.Д.Чемисова, тоннель и вантовый мост проектировали молодые специалисты института Гипрофосфор.

Станция Тулпар. фото 1981 года

Проект станций весьма интересен с архитектурной точки зрения – станционные постройки решены в духе национальных традиций. Главный модуль на станции Тулпар напоминает забавного верблюжонка. Правда, у этого верблюженка почему-то мордочка львенка. За оригинальный проект авторский коллектив был выдвинут на соискание Ленинской премии.

Проектные работы были завершены осенью 1979 года и в ноябре того же года началось строительство дороги. Велось оно силами ПМК-24, СМП-602, ПМК-2502 и СУ-2 треста Чимкентстрой. Из-за отсутствия узкоколейной путевой техники все работы по отсыпке, укладке и балластировке пути велись исключительно вручную. Из-за сложного рельефа местности, объем земляных работ был очень велик. Зимой и весной, в сезон муссонных дождей, неоднократно случались оползни, после которых насыпь приходилось восстанавливать.

Станция Спортивная. фото 1981 года

В феврале 1980 года по маршруту детской дороги прошел первый пробный поезд, а в мае того же года началось регулярное движение.

Линия детской железной дороги соединяет северную часть города с зоной отдыха, в которой расположен дендропарк с искусственным озером и зоопарк. Поезд идет от станции Спортивная, которая расположена рядом со стадионом им. Хаджи Мукана (ранее им. 50-лет Октября), до станции Тулпар (что в переводе с казахского означает «скакун»), которая расположена перед самым входом в зоопарк. Первые годы после открытия ДЖД, она была практически единственным способом добраться до этой зоны отдыха, поэтому в первый же год эксплуатации, с мая по сентябрь, детская железная дорога перевезла 176 тысяч пассажиров.

Схема ДЖД

Дорога имеет сложный профиль – сразу за путепроводом (если ехать от Спортивной) начинается почти двухкилометровый затяжной подъем, причем на этом подъеме дорога делает два крутых поворота. На маршруте имеется несколько интересных искусственных сооружений – тоннель длиной 20-30 метров и два моста. Причем, поезд, выходя из тоннеля, сразу попадает на мост вантовой конструкции.

Подвижной состав для дороги собирался по принципу «с миру по нитке». Один тепловоз ТУ2 был получен с Алма-Атинской ДЖД, другой – из Кентау, с горно-металлургического комбината Ачполиметалл.

Перегон оснащен автоблокировкой, а обе станции электрической централизацией. Однако, на станции Спортивная не все стрелки включены в систему ЭЦ, часть имеет ручной привод. Имеется также станционная и поездная радиосвязь.

В настоящее время вагоны Pafawag стоят в виде сараев на станции Спортивная, часть вагонов ПВ51 стоит в резерве, а поезд состоит из двух вагонов ПВ51 Демиховского машиностроительного завода. Один из двух тепловозов, ТУ2-269 также выведен из эксплуатации и используется как донор запчастей для второго тепловоза. Но даже при этом дорога испытывает острую нехватку запчастей для тепловоза. Летом 2003 года дорога дважды закрывалась на продолжительный срок из-за поломки единственного тепловоза.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • «Техника-молодежи», № 10, 1981
  • материалы из личного архива В.В.Миронова
  • материалы из архива Алма-Атинской ДЖД
  • материалы присланные В.Муляровым
  • Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!