First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Shymkent (Chimkent)

Train on the bridge. 1981
Shymkent ChRW named of the Hero of Soviet Union Gani Muratbayev
Opened:
May 1980
Length: about 6 kms
2 stations: Sportivnaya, Tulpar
Civil Engineering works: tunnel, bridge, one overbridge
Rolling stock:diesel locomotives TU2-112 и TU2-269, 6 PV51 coaches, 1 freight platform; Formerly: 4 Pafawag coaches
Signalling & protection: Electric centralization system, Automatic bliking system

Решение о строительстве ДЖД было принято в 1979 году, причем открыть ее планировалось именно в 1980 году – в Международный год ребенка. Проектирование дороги велось на общественных началах творческими группами из нескольких организаций. Так, станции проектировала группа специалистов Чимкентского института Южгорсельпроект под руководством Н.Д.Чемисова, тоннель и вантовый мост проектировали молодые специалисты института Гипрофосфор.

Станция Тулпар. фото 1981 года

Проект станций весьма интересен с архитектурной точки зрения – станционные постройки решены в духе национальных традиций. Главный модуль на станции Тулпар напоминает забавного верблюжонка. Правда, у этого верблюженка почему-то мордочка львенка. За оригинальный проект авторский коллектив был выдвинут на соискание Ленинской премии.

Проектные работы были завершены осенью 1979 года и в ноябре того же года началось строительство дороги. Велось оно силами ПМК-24, СМП-602, ПМК-2502 и СУ-2 треста Чимкентстрой. Из-за отсутствия узкоколейной путевой техники все работы по отсыпке, укладке и балластировке пути велись исключительно вручную. Из-за сложного рельефа местности, объем земляных работ был очень велик. Зимой и весной, в сезон муссонных дождей, неоднократно случались оползни, после которых насыпь приходилось восстанавливать.

Станция Спортивная. фото 1981 года

В феврале 1980 года по маршруту детской дороги прошел первый пробный поезд, а в мае того же года началось регулярное движение.

Линия детской железной дороги соединяет северную часть города с зоной отдыха, в которой расположен дендропарк с искусственным озером и зоопарк. Поезд идет от станции Спортивная, которая расположена рядом со стадионом им. Хаджи Мукана (ранее им. 50-лет Октября), до станции Тулпар (что в переводе с казахского означает «скакун»), которая расположена перед самым входом в зоопарк. Первые годы после открытия ДЖД, она была практически единственным способом добраться до этой зоны отдыха, поэтому в первый же год эксплуатации, с мая по сентябрь, детская железная дорога перевезла 176 тысяч пассажиров.

Схема ДЖД

Дорога имеет сложный профиль – сразу за путепроводом (если ехать от Спортивной) начинается почти двухкилометровый затяжной подъем, причем на этом подъеме дорога делает два крутых поворота. На маршруте имеется несколько интересных искусственных сооружений – тоннель длиной 20-30 метров и два моста. Причем, поезд, выходя из тоннеля, сразу попадает на мост вантовой конструкции.

Подвижной состав для дороги собирался по принципу «с миру по нитке». Один тепловоз TU2 был получен с Алма-Атинской ДЖД, другой – из Кентау, с горно-металлургического комбината Ачполиметалл.

Перегон оснащен автоблокировкой, а обе станции электрической централизацией. Однако, на станции Сопртивная не все стрелки включены в систему ЭЦ, часть имеет ручной привод. Имеется также станционная и поездная радиосвязь.

В настоящее время вагоны Pafawag стоят в виде сараев на станции Спортивная, часть вагонов PV51 стоит в резерве, а поезд состоит из двух вагонов PV51 Демиховского машиностроительного завода. Один из двух тепловозов, TU2-269 также выведен из эксплуатации и использукется как донор запчастей для второго тепловоза. Но даже при этом дорога испытывает острую нехватку запчастей для тепловоза. Летом 2003 года дорога дважды закрывалась на продолжительный срок из-за поломки единственного тепловоза.


The following material was used in the preparation of this account:
  • Magazine "Tehnika Molodezhi", № 10, 1981
  • materials from V.Mironov's private archive
  • materials from archive of Alma-Ata ChRW
  • materials given by V.Mulyarov
  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.