ATTENTION! The data listed below can be not actual. |
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis. |
Shymkent (Chimkent)
Shymkent ChRW named of the Hero of Soviet Union Gani Muratbayev
Opened: May 1980
Length: about 6 kms
2 stations: Sportivnaya, Tulpar
Civil Engineering works: tunnel, bridge, one overbridge
Rolling stock:diesel locomotives TU2-112 и TU2-269, 6 PV51 coaches, 1 freight platform; Formerly: 4 Pafawag coaches
Signalling & protection: Electric centralization system, Automatic bliking system

Решение о строительстве ДЖД было принято в 1979 году, причем открыть ее планировалось именно в 1980 году в Международный год ребенка. Проектирование дороги велось на общественных началах творческими группами из нескольких организаций. Так, станции проектировала группа специалистов Чимкентского института Южгорсельпроект под руководством Н.Д.Чемисова, тоннель и вантовый мост проектировали молодые специалисты института Гипрофосфор.
Проект станций весьма интересен с архитектурной точки зрения станционные постройки решены в духе национальных традиций. Главный модуль на станции Тулпар напоминает забавного верблюжонка. Правда, у этого верблюженка почему-то мордочка львенка. За оригинальный проект авторский коллектив был выдвинут на соискание Ленинской премии.
Проектные работы были завершены осенью 1979 года и в ноябре того же года началось строительство дороги. Велось оно силами ПМК-24, СМП-602, ПМК-2502 и СУ-2 треста Чимкентстрой. Из-за отсутствия узкоколейной путевой техники все работы по отсыпке, укладке и балластировке пути велись исключительно вручную. Из-за сложного рельефа местности, объем земляных работ был очень велик. Зимой и весной, в сезон муссонных дождей, неоднократно случались оползни, после которых насыпь приходилось восстанавливать.
В феврале 1980 года по маршруту детской дороги прошел первый пробный поезд, а в мае того же года началось регулярное движение.
Линия детской железной дороги соединяет северную часть города с зоной отдыха, в которой расположен дендропарк с искусственным озером и зоопарк. Поезд идет от станции Спортивная, которая расположена рядом со стадионом им. Хаджи Мукана (ранее им. 50-лет Октября), до станции Тулпар (что в переводе с казахского означает «скакун»), которая расположена перед самым входом в зоопарк. Первые годы после открытия ДЖД, она была практически единственным способом добраться до этой зоны отдыха, поэтому в первый же год эксплуатации, с мая по сентябрь, детская железная дорога перевезла 176 тысяч пассажиров.
Дорога имеет сложный профиль сразу за путепроводом (если ехать от Спортивной) начинается почти двухкилометровый затяжной подъем, причем на этом подъеме дорога делает два крутых поворота. На маршруте имеется несколько интересных искусственных сооружений тоннель длиной 20-30 метров и два моста. Причем, поезд, выходя из тоннеля, сразу попадает на мост вантовой конструкции.
Подвижной состав для дороги собирался по принципу «с миру по нитке». Один тепловоз TU2 был получен с Алма-Атинской ДЖД, другой из Кентау, с горно-металлургического комбината Ачполиметалл.
Перегон оснащен автоблокировкой, а обе станции электрической централизацией. Однако, на станции Сопртивная не все стрелки включены в систему ЭЦ, часть имеет ручной привод. Имеется также станционная и поездная радиосвязь.
В настоящее время вагоны Pafawag стоят в виде сараев на станции Спортивная, часть вагонов PV51 стоит в резерве, а поезд состоит из двух вагонов PV51 Демиховского машиностроительного завода. Один из двух тепловозов, TU2-269 также выведен из эксплуатации и использукется как донор запчастей для второго тепловоза. Но даже при этом дорога испытывает острую нехватку запчастей для тепловоза. Летом 2003 года дорога дважды закрывалась на продолжительный срок из-за поломки единственного тепловоза.

The following material was used in the preparation of this account:
Magazine "Tehnika Molodezhi", № 10, 1981
materials from V.Mironov's private archive
materials from archive of Alma-Ata ChRW
materials given by V.Mulyarov
|