First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Chita

TU7А-3124 на перегоне ст.Спортивная - разъезд Северный
Small Zabaykalskaya railway
Opened: Septemmber 2, 1971 / August 11, 1974
Length: 6.1 kms
It is located on coast of Chitinka river
2 stations: Komsomolskaya, Sportivnaya, 1 разъезд Severniy, 1 halt Solnechnaya (now is dismounted)
Civil Engineering works: мост на 2-м километре
Rolling stock: diesel locomotives TU2-122, TU2-208, TU7А-3199, TU7А-3214, 8 PV40 coaches;
Formerly: diesel locomotive TU2-069, 12 PAFAWAG coaches, 21 freight cars (one tank-car includes)
Address: 672014, RUSSIA, Chita, 1st Ippodromnaya street, 5
Phone: +7 (3022) 94-39-78
Chief: VASILIEV Vladimir Ivanovich

16 мая 1971 года после завершения пионерского парада в парке на берегу реки Читинки состоялся митинг, посвященный началу строительства Читинской детской железной дороги.

В строительстве дороги принимали участие студенты Читинского техникума железнодорожного транспорта, учащиеся школ города, а также подразделения Читинского отделения Забайкальской железной дороги. За два с половиной месяца были построены две станции – Спортивная и Пионерская и 3.5-километровый участок пути, связавший их.

Торжественное открытие дороги намечалось на 2 августа 1971 года. К сожалению, в тот день оно не состоялось – за несколько часов до начала митинга пошел проливной дождь. Сила его была такова, что река Читинка вышла из берегов. Таких наводнений в Чите еще не было, под воду ушел весь маршрут ДЖД.

После схода воды дорога оказалась очень сильно повреждена. Восстанавливать пришлось размытую насыпь, станции, аппаратуру СЦБ и линии связи. На это ушел почти месяц. Первых пассажиров Малая Забайкальская смогла принять лишь 2 сентября 1971 года.

Схема ДЖД 1971-74

Построенная почти в центре города, детская железная дорога оказалась на месте намечаемого строительства Мемориала Памяти воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Дорогу пришлось перенести.

Новая дорога длиной 6 км протянулась от города до поселка Каштак вдоль реки Читинки. Практически весь путь был проложен заново, от прежней дороги осталась лишь станция Спортивная и первый километр пути. В путь уложены рельсы Р43, IIа (1936 г.), рельсы выпуска 1911 г. и др. Маршрут оборудован полуавтоматической блокировкой, а станции – ключевой зависимостью стрелок и сигналов с замками Мелентьева на стрелках. Для обслуживания подвижного состава на станции Спортивная оборудован экипировочный пункт со смотровой канавой и электрическими винтовыми домкратами.

Современная схема ДЖД ст.Спортивная рзд.Северный ст.Комсомольская
track plan caption: If you want to see how the track layout at a station evolved, put the cursor on its name and click

Пассажирское движение на новой дороге открылось 11 августа 1974 г. Удачный выбор маршрута дороги (из города до дачного поселка) обеспечил постоянный пассажиропоток. В выходные дни поезда ходили переполненными. Спустя несколько лет, для организации движения по дороге в два состава со скрещением, на 4-м километре построен разъезд Северный.

в составе 9 вагонов
Достаточно редкое для ДЖД зрелище – поезд из 9 вагонов.
Фото из книги «100 лет Забайкальской железной дороге»

Из-за особенностей путевого развития, при обращении двух составов, в них было разное количество вагонов: в одном – 5 вагонов, в другом – 3.

Довольно необычным для детских железных дорог было расписание движения поездов. В дни работы дороги ходило 6 пар поездов, обслуживаемых юными железнодорожниками и 2 пары рабочих поездов, обслуживаемых инструкторами. Одна пара рабочих поездов проходила утром, до начала работы смены юных железнодорожников, а вторая пара – вечером, после ее окончания. Рабочими поездами могли воспользоваться не только сотрудники ДЖД, но и пассажиры.

В середине 70-х годов парк подвижного состава дороги состоял из двух тепловозов (TU2-069 и TU2-208), 12 пассажирских вагонов Pafawag и 21 грузового вагона. На одной из грузовых платформ для полива зеленых насаждений вдоль железной дороги был установлен бак от 20-тонной цистерны. По некоторым данным, подвижной состав был получен с узкоколейной железной дороги Харанор-Приаргунск длиной около 200 км, перешитой на широкую колею в конце 60-х – начале 70-х годов.

В 1978-79 г. на станции Спортивная построено совмещенное с управлением дороги и учебным корпусом двухпутное локомотивное депо на 4 тепловоза, оборудованное мостовым краном. Примерно в то же время парк подвижного состава пополнился тепловозом TU2-122, полученным из депо Паневежис.

TU2-122
Тепловоз TU2-122.
Фото из книги «100 лет Забайкальской железной дороге»

С начала 80-х годов один из перегонов оборудован автоблокировкой с проходным светофором, дорога оснащена локомотивной радиосвязью.

В 1981 году Малая Забайкальская была признана лучшей из 44 существовавщих на тот момент детских железных дорог.

Разарбатывался план удлинения дороги до 10-12 км. (Именно этим и объясняется необычайно большое для ДЖД количество грузовых вагонов.) К сожалению, этот план не реализован до сих пор – после отсыпки небольшой части насыпи и укладки водопропускных труб работы прекращены. Более того, в середине 90-х годов капитальные постройки на станции Комсомольская и разъезде Северный заменены павильонами, сконструированными из 20-тонных металлических контерйнеров. По окончании летнего сезона в эти контейнеры грузятся детали стрелок и аппаратура СЦБ, а затем доставляются на хранение на станцию Спортивная.

В начале 90-х годов значительно обновлен подвижной состав. Восемь из двеннадцати вагонов Pafawag были списаны, а вместо них получено 9 вагонов PV40 (к настоящему времени списаны все вагоны Pafawag). Из трех старых тепловозов в эксплуатации осталось лишь два – TU2-122 и TU2-208, но добавилось два новых – TU7А-3199 и TU7А-3214.

TU2-122 с поездом Смена

От обширного грузового парка к лету 1997 года осталось 5 платформ, 2 крытых вагона (используются как хранилища путейского инструмента и оборудования), 3 полувагона, 2 вагона-самосвала в нерабочем состоянии. Остальные вагоны были списаны и порезаны в металлолом. Тепловоз TU2-069 передан на Свободненскую ДЖД.


The following material was used in the preparation of this account:
  • magazine "Locotrans" № 5, 1998
  • "Children's railways of Russian MPS, Moscow, TsDDZh, 1999
  • materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
  • materials from A.K.Filippov and P.A.Strelkov's private archive
  • "The Chita Small Transbaikalian railway", the booklet, 1980s
  • materials from Jiri Jindra private archive
  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.