На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Екатеринбург (Свердловск)

Тепловоз ТУ2-092 у платформы.
Малая Свердловская ж.д. им. Н. Островского
Открыта: 9 июля 1960 года
Длина: 2,41 км
Остановочные пункты: 2 станции (Центральная, Юбилейная), 2 платформы (Солнечная, Пионерская)
Искусственные сооружения: 2 путепровода, переезд
Подвижной состав: тепловозы ТУ2-092, ТУ2-141, ТУ2-236, ТУ7А-3355, ТУ10-013, вагоны PAFAWAG, три пассажирских вагона Камбарского машиностроительного завода.
СЦБ: Полуавтоматическая блокировка и электрическая централизация
Адрес: 620100, г. Екатеринбург, ЦПКиО им. Маяковского
Тел.: (343) 224-17-90
Начальник: МАРУНКЕВИЧ Виталий Иванович
Cправочная информация: режим работы, цены

В конце 1950-х годов вопрос о создании детской железной дороги в Свердловске широко обсуждался в местной прессе и на собраниях трудовых коллективов. Постепенно идея стала получать поддержку в советских и партийных органах, были выделены средства на строительство дороги. Разработка проекта была поручена специалистам института Уралгипротранс. К лету 1958 года проект был готов, и уже осенью того же года началось строительство дороги в живописном лесном массиве Центрального парка культуры имени Маяковского.

В то же время при совете ветеранов Свердловской дороги был создан специальный детский сектор, в задачу которого входила подготовка юных железнодорожников. Теоретическое обучение проводилось в Дорожном доме детей железнодорожников, а практические занятия во время летних каникул – на Южно-Уральской детской железной дороге (Челябинск) и Алапаевской узкоколейке.

9 июля 1960 года состоялось торжественное открытие движения по Малой Свердловской железной дороге. С этого момента юные железнодорожники получили возможность проходить практику без выезда из города.

Незадолго до открытия, весной 1960 года, с завода PAFAWAG в Свердловск были доставлены восемь пассажирских вагонов, а с Калужского машиностроительного завода – тепловоз ТУ2-092. Несколько позже был получен ещё один тепловоз – ТУ2-141. Надо отметить, весь этот подвижной состав, за исключением трёх вагонов, списанных в начале 1990-х годов, продолжает эксплуатироваться до сих пор. В 2000 году дорога получила тепловоз ТУ2-236, работавший до того на Тула-Лихвинской узкоколейке. В память о прежнем месте приписки на бортах тепловоза до сегодняшнего дня остались накладные буквы «МСК» – аббревиатура Московской железной дороги (не путать с Малой Северо-Кавказской, что в Ростове-на-Дону!). В мае 2010 года на ДЖД поступили новенький тепловоз ТУ7А-3355 и три пассажирских вагона Камбарского машиностроительного завода, а в июле 2012 года – тепловоз ТУ10-013.


Тепловоз ТУ10-013 в депо Свердловск-Сортировочный (ТЧЭ-5, ст. Шарташ).
Фото Артёма Мальгинова. 21 июля 2012 года.

Надо сказать, Малая Свердловская неплохо оснащена даже по сегодняшним меркам, а уж для 1960 года такой набор был верхом мечтаний многих других ДЖД: межстанционная телефонная и локомотивная радиосвязь, полуавтоблокировка на перегонах, электрическая централизация на станциях. Впрочем, на станции Центральная в систему ЭЦ включена только одна горловина, примыкающая к перегону, а это – единственная стрелка. Все стрелки другой горловины – с ручным управлением.

Дорога располагает локомотивным депо на станции Центральная. Внешне оно кажется большим, но на деле совсем маленькое. На единственном пути помещается всего один тепловоз, а весь остальной объём занимают вспомогательные помещения и котельная.


Путепровод около платформы Пионерская.
Фото IAGsoft. Май 2000 года.

На всех остановочных пунктах сооружены высокие платформы, что встречается далеко не на всякой ДЖД. Из искусственных сооружений следует упомянуть два путепровода: стальной на перегоне Центральная–Солнечная служит в качестве пешеходного мостика, железобетонный, что стоит сразу за платформой станции Пионерская, напротив – для пропуска железнодорожного пути над пешеходной дорожкой.

схема ДЖД
Если вы хотите посмотреть схему путевого развития станции, щелкните мышкой по её названию.
Названия указаны по состоянию ранее 2011 года.
станция Центральная пл. Солнечная не имеет путевого развития пл. Юбилейная не имеет путевого развития. См. ст.Пионерская Станция Пионерская

Нельзя не отметить очень своеобразную, сбивающую с толку, организацию самого дальнего от станции Центральная участка пути с разворотной петлёй. На этом участке расположены две остановки: перед стрелкой разворотной петли – платформа Юбилейная с кирпичными станционными постройками, а на самой петле – станция Пионерская без каких-либо станционных построек (управление стрелкой и сигналами осуществляется со станции Центральная). Но и это ещё не всё. Стоящий у края платформы Юбилейная светофор вовсе не выходной – это уже входной светофор станции Пионерская.

Несколько необычно организован на Малой Свердловской и процесс подготовки юных железнодорожников. Дорогу обслуживает пять смен школьников из пяти разных районов города. В зимний период ребята проходят теоретический курс обучения в пяти разных учебных классах, расположенных по следующим адресам: в ЦПКиО, ул. Крупской, 6 (район Сортировка), ул. Челюскинцев, 19 (Вокзальный район), ул. Ильича, 50 (район Уралмаш), ул. Бардина, 19 (Юго-Западный район).

В начале 2000-х годов серьёзной проблемой Екатеринбурга стала перегрузка главных автомагистралей города. Для её решения, в частности, решено было расширить улицу Ткачей и организовать выезд с неё на Челябинское шоссе, минуя одну из «проблемных зон» – улицу Сибирский тракт и Базовый проезд. Весной 2006 года, на первом этапе реконструкции, автодорога вплотную приблизилась к станции Центральная. Но и этого оказалось недостаточно. Второй этап предусматривает перенос главной станции ДЖД на несколько десятков метров вглубь парка, а на её прежнем месте – строительство транспортной развязки.

В августе 2006 года начальник Свердловской железной дороги Шевкет Шайдуллин и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий объявили о том, что Малую Свердловскую ждёт серьёзная реконструкция. В реализацию проекта планируется вложить более 250 миллионов рублей. Стало ясно, что переносом одной станции дело не ограничится. 18 октября того же года на встрече Ш. Шайдуллина с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем был представлен окончательный проект реконструкции ДЖД. Он предусматривает строительство 4,5 километров пути, семи остановочных пунктов, нескольких мостов, трёхстойлового локомотиво-вагонного депо и современного вокзала с учебными классами на главной станции – то, чего многие годы не хватало детской дороге. Часть маршрута ДЖД, вероятно, пройдёт по эстакаде, подобно тому, как это сделано на Новосибирской ДЖД.

проект реконструкции ДЖД
Проект реконструкции ДЖД 2007 года.
Пунктиром обозначена старая линия ДЖД, красным цветом – перспективный участок до Международного выставочного центра.

В начале некоторую озабоченность вызывало то, что в сообщениях прессы говорилось о планах замкнуть линию ДЖД в кольцо. Это могло бы крайне отрицательно сказаться на качестве подготовки юных железнодорожников. К счастью, оказалось, что после реконструкции дорога будет намного интереснее. Она станет самой разветвлённой из когда-либо существовавших на территории СССР детских дорог. Появится возможность пустить поезда по нескольким маршрутам. При этом, для посетителей парка она будет уже не просто аттракционом, но одним из основных видов паркового транспорта. На поезде можно будет добраться от главного входа до всех расположенных в парке аттракционов и зон отдыха, а в перспективе – и до Международного выставочного центра, строительство которого уже началось.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • От увлечения – к профессии, Свердловск, Средне-Уральское кн.изд., 1975
  • Малая Свердловская железная дорога, буклет
  • материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
  • материалы из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова
  • Детские железные дороги МПС России, Москва, ЦДДЖ, 1999
  • материалы, предоставленные А.П. Гоголевым
  • Малая детская железная дорога, г. Екатеринбург, 2007 (проспект, подготовленный к презентации проекта реконструкции ДЖД)

  • Ссылки по теме:
  • Екатеринбургская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • Малая Свердловская Железная Дорога (неофициальный сайт)
  • последнее обновление страницы: 19.08.2011
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!