Евпатория

Тепловоз ТУ2-142 с поездом на кольце станции Пионерская.
Фото А. Мясникова, 1991 год.
Открыта: 5 июня 1988 года
Закрыта: в ноябре 1991 года
Расположена: за соленым озером Мойнаки
Длина: 4.6 км
2 станции: Пионерская, Комсомольская, 1 разъезд Юный Ленинец
Подвижной состав: тепловозы ТУ2-142, ТУ2-227, 10 пассажирских вагонов (как минимум два из них PAFAWAG)
СЦБ: автоблокировка

Строительство детской железной дороги в Евпатории началось по инициативе начальника Приднепровской магистрали Анатолия Алимова. Проект дороги разработан институтом Днепрогипротранс. В её сооружении участвовали различные предприятия Приднепровской, Южной и Юго-Западной дорог, пансионаты которых находились в районе Евпатории. Обязанности были распределены следующим образом: Приднепровская железная дорога должна была построить путь, Южная локомотивное депо, Юго-Западная здания вокзалов.
Линия ДЖД начиналась на пустыре рядом с конечной остановкой трамвая маршрута № 2, недалеко от пересечения улиц Интернациональная и 60 лет ВЛКСМ. Здесь располагалась главная станция ДЖД Пионерская. Для оборота локомотива на станции имелась разворотная петля. Депо и путь отстоя подвижного состава, для экономии места, были размещены внутри петли. С внешней стороны петли находился пассажирский перрон. Обойдя с севера солёное озеро Мойнаки, линия детской железной дороги поворачивала на юго-запад. За озером находился двухпутный разъезд Юный Ленинец и станция Комсомольская. Её путевое развитие состояло из разворотной петли и отходящего от неё тупика, являвшегося продолжением главного пути. В перспективе предполагалось удлинить дорогу ещё на несколько километров. Вторая очередь ДЖД как раз и должна была начинаться от этого тупика.
Пунктиром на схеме обозначен перспективный план удлинения ДЖД.
Если вы хотите посмотреть путевое развитие станции, щелкните мышкой по её названию.
К сожалению, в приведённом нами описании Евпаторийской ДЖД могут содержаться неточности в названиях станций. В разных источниках приводятся разные варианты. Где-то упоминаются станции Пионерская, Комсомольская и разъезд Юный Ленинец, где-то станции Комсомольская и Юный Ленинец. По ряду причин нам кажется более достоверным первый вариант.
Поскольку своих специалистов в Евпатории подготовить ещё не успели, на первое время были приглашены юные железнодорожники с Днепропетровской ДЖД. Движение по дороге было открыто 5 июня 1988 года, хотя станционные постройки и депо ещё не были готовы. Вместо них было решено временно использовать кузова вагонов широкой колеи. В кузовах двух пассажирских разместили учебные помещения, из двух рефрижераторных сделали депо. Насколько нам известно, ни на одной другой ДЖД ширококолейные вагоны в качестве депо не применялись. Это одна из особенностей Евпаторийской ДЖД.

Тепловоз ТУ2-142 выезжает и депо, сделанного из рефрежираторных вагонов широкой колеи.
Фото А. Мясникова, 1991 год.
На момент открытия дорога располагала двумя вагонами PAFAWAG, полученными с Запорожской ДЖД, и одним тепловозом ТУ2-142. Чуть позже с тепловозоремонтного завода в Гайвороне был получен ещё один локомотив ТУ2-227. Затем поступили десять пассажирских вагонов ПВ40 Демиховского завода, два из которых были сразу переданы в Запорожье.
В 1989 году с Камбарского машиностроительного завода в адрес Приднепровской железной дороги было отгружено два тепловоза ТУ7А (номера 3108 и 3106). Первый из них поступил на Запорожскую ДЖД, а второй, вероятно, планировалось отдать в распоряжение Евпаторийской. К сожалению, нам не удалось проследить судьбу этого тепловоза, никаких подтверждений его присутствия на Евпаторийской ДЖД мы не нашли.
Закрылась дорога в ноябре 1991 года. По некоторым данным, причиной этого стало требование «зелёных». На сегодняшний день от существовавшей когда-то здесь детской железной дороги практически не осталось и следа.

Торжественная линейка на станции Пионерская.
Справа видны рефрежираторные вагоны депо.
Фото из личного архива В. Пономаренко, конец 1980-х годов.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Пономаренко В. Короткий век Малой Евпаторийской // газета «Приднепровская Магистраль» № 7 (9325), 14.02.2003
Мясников А. Г. Евпаторийскому трамваю 2500 лет! // «Бугель» Альманах для любителей и моделистов городского транспорта 2004 № 3, с. 3334.

последнее обновление страницы: 13.01.2014
|