На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Евпатория


Тепловоз ТУ2-142 с поездом на кольце станции Пионерская.
Фото А. Мясникова, 1991 год.
Открыта: 5 июня 1988 года
Закрыта: в ноябре 1991 года
Расположена: за соленым озером Мойнаки
Длина: 4.6 км
2 станции: Пионерская, Комсомольская, 1 разъезд Юный Ленинец
Подвижной состав: тепловозы ТУ2-142, ТУ2-227, 10 пассажирских вагонов (как минимум два из них – PAFAWAG)
СЦБ: автоблокировка

 

Строительство детской железной дороги в Евпатории началось по инициативе начальника Приднепровской магистрали Анатолия Алимова. Проект дороги разработан институтом Днепрогипротранс. В её сооружении участвовали различные предприятия Приднепровской, Южной и Юго-Западной дорог, пансионаты которых находились в районе Евпатории. Обязанности были распределены следующим образом: Приднепровская железная дорога должна была построить путь, Южная – локомотивное депо, Юго-Западная – здания вокзалов.

Линия ДЖД начиналась на пустыре рядом с конечной остановкой трамвая маршрута № 2, недалеко от пересечения улиц Интернациональная и 60 лет ВЛКСМ. Здесь располагалась главная станция ДЖД – Пионерская. Для оборота локомотива на станции имелась разворотная петля. Депо и путь отстоя подвижного состава, для экономии места, были размещены внутри петли. С внешней стороны петли находился пассажирский перрон. Обойдя с севера солёное озеро Мойнаки, линия детской железной дороги поворачивала на юго-запад. За озером находился двухпутный разъезд Юный Ленинец и станция Комсомольская. Её путевое развитие состояло из разворотной петли и отходящего от неё тупика, являвшегося продолжением главного пути. В перспективе предполагалось удлинить дорогу ещё на несколько километров. Вторая очередь ДЖД как раз и должна была начинаться от этого тупика.



Пунктиром на схеме обозначен перспективный план удлинения ДЖД.
Если вы хотите посмотреть путевое развитие станции, щелкните мышкой по её названию.
станция Пионерская разъезд Юный Ленинец станция Комсомольская

К сожалению, в приведённом нами описании Евпаторийской ДЖД могут содержаться неточности в названиях станций. В разных источниках приводятся разные варианты. Где-то упоминаются станции Пионерская, Комсомольская и разъезд Юный Ленинец, где-то – станции Комсомольская и Юный Ленинец. По ряду причин нам кажется более достоверным первый вариант.

Поскольку своих специалистов в Евпатории подготовить ещё не успели, на первое время были приглашены юные железнодорожники с Днепропетровской ДЖД. Движение по дороге было открыто 5 июня 1988 года, хотя станционные постройки и депо ещё не были готовы. Вместо них было решено временно использовать кузова вагонов широкой колеи. В кузовах двух пассажирских разместили учебные помещения, из двух рефрижераторных сделали депо. Насколько нам известно, ни на одной другой ДЖД ширококолейные вагоны в качестве депо не применялись. Это – одна из особенностей Евпаторийской ДЖД.


Тепловоз ТУ2-142 выезжает и депо, сделанного из рефрежираторных вагонов широкой колеи.
Фото А. Мясникова, 1991 год.

На момент открытия дорога располагала двумя вагонами PAFAWAG, полученными с Запорожской ДЖД, и одним тепловозом ТУ2-142. Чуть позже с тепловозоремонтного завода в Гайвороне был получен ещё один локомотив – ТУ2-227. Затем поступили десять пассажирских вагонов ПВ40 Демиховского завода, два из которых были сразу переданы в Запорожье.

В 1989 году с Камбарского машиностроительного завода в адрес Приднепровской железной дороги было отгружено два тепловоза ТУ7А (номера 3108 и 3106). Первый из них поступил на Запорожскую ДЖД, а второй, вероятно, планировалось отдать в распоряжение Евпаторийской. К сожалению, нам не удалось проследить судьбу этого тепловоза, никаких подтверждений его присутствия на Евпаторийской ДЖД мы не нашли.

Закрылась дорога в ноябре 1991 года. По некоторым данным, причиной этого стало требование «зелёных». На сегодняшний день от существовавшей когда-то здесь детской железной дороги практически не осталось и следа.


Торжественная линейка на станции Пионерская.
Справа видны рефрежираторные вагоны – депо.
Фото из личного архива В. Пономаренко, конец 1980-х годов.
 

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Пономаренко В. Короткий век Малой Евпаторийской // газета «Приднепровская Магистраль» – № 7 (9325), 14.02.2003
  • Мясников А. Г. Евпаторийскому трамваю 2500 лет! // «Бугель» Альманах для любителей и моделистов городского транспорта – 2004 – № 3, – с. 33–34.

  • Ссылки по теме:
  • Евпаторийская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • Район Евпаторийской ДЖД на Google Maps
  • последнее обновление страницы: 13.01.2014
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!