First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Khabarovsk

Small Dalnevostochnaya railway
Opened: May 19, 1958
Length: 2.5 kms
2 stations: Pionerskaya, Yubileynaya, 2 halts: Sovhoznaya, Ozernaya
Rolling stock: diesel locomotives TU7-2611, TU7-2612, 6 PV51 coaches, 1 freight flat-car;
Formerly: steam locomotive 159-6421, diesel locomotives TU2-001, TU2-243, 4 Pafawag coaches, 4 two-axial wooden coaches, rail-tractor
Address: 680031, RUSSIA, Khabarovsk, Karl Marks street, 109B.
Phone: +7 (4212) 37-12-33.
Chief: GRIGORIEV Anatoliy Artemievich
Getting there: by 13 bus up to "Detskaya Zheleznaya doroga" stop or by 1 trolleybus up to "Pamyatnik partizanam" stop.

Малая Дальневосточная железная дорога построена в 1957-58 году силами предприятий Хабаровского отделения Дальневосточной магистрали. В строительстве дороги принимали участие студенты Хабаровского техникума железнодорожного транспорта и Хабаровской технической школы.

19 мая 1958 года, в День пионерии, на церемонии торжественного открытия детской железной дороги, начальник Дальневосточной железной дороги Л.Н.Кувшинов разрезал алую ленту.

Дорога представляла собой кольцо длиной 600 метров, проложенное вокруг совхозного парка. Курсировал по ней поезд, составленный из мотовоза и четырех открытых 15-местных деревянных двухосных пассажирских вагонов. Использовались легкие рельсы типа Р-18. Единственная станция – Юбилейная, названная так в честь 100-летнего юбилея Хабаровска.

В таком виде дорога проработала совсем недолго, уже через год она подверглась реконструкции, в ходе которой кольцо было «разорвано», а вместо него построена линия с двумя тупиками, соединяющая центральную улицу города – улицу Карла Маркса, с совхозным парком. К существующей станции Юбилейная добавились вторая конечная станция Пионерская и две промежуточные платформы – Совхозная и Озерная. Длина реконструированной ДЖД составила 3.3 километра. Рельсы заменены на более тяжелые – 3А. В том же, 1959 году на смену мотовозу пришел паровоз (предположительно, серии Кв-4), заводской номер 6421, работавший до того на узкоколейной лесовозной дороге.

В 1965 году дорога получила 4 цельнометаллических вагона Pafawag. Поскольку они имели существенно большую длину, чем прежние вагоны, состав с трудом вписывался в кривые малого радиуса рядом со станцией Пионерская. Учитывая это, а также в связи с началом жилищного строительства в районе ДЖД, в 1967 году участок пути, выходивший на улицу Карла Маркса, и станция Пионерская были перенесены, переустроены по новому пути станция Юбилейная и участок около нее. Длина дороги составила 2.5 км. С тех пор маршрут ДЖД не менялся.

Схема ДЖД
Pionerskaya station Yubileynaya station Sovhoznaya halt (one track only) Ozernaya halt (one track only) track plan caption: If you want to see how the track layout at a station evolved, put the cursor on its name and click
2.Местоположение третьего переезда уточняется.

В 1968 году на Малой Дальневосточной завершилась эпоха паровой тяги. Паровоз установили на постамент рядом со станцией Пионерская (памятник к счастью сохранился до сих пор), а на смену ему пришли два тепловоза TU2-001 и TU2-243.

В 1970 году тепловоз TU2-001 был отправлен на ремонт в депо приписки Хабаровск. По окончании ремонта депо получило распоряжение передать один тепловоз с Хабаровской ДЖД на Свободненскую. Поскольку тепловоз TU2-001 в тот момент все еще находился в депо, и его передача требовала меньше всего затрат, именно этот тепловоз и был отправлен в Свободный.

Поскольку передача произошла помимо воли руководства Хабаровской ДЖД, между двумя дорогами возникло своего рода соперничество за право обладания исторической машиной. По этой причине один из тепловозов Хабаровской ДЖД был перенумерован и получил номер 001. Теперь можно видеть два разных тепловоза с одним и тем же номером, что вызывает путаницу в среде любителей узкоколейных железных дорог.

В настоящее время настоящий TU2-001 продолжает работать на Свободненской ДЖД, а перенумерованный тепловоз списан, и стоит в депо. Планируется провести его косметический ремонт и установить на постамент рядом с паровозом.

На станции Юбилейная в 1972 году построено кирпичное локомотивное депо с двумя путями и одной смотровой ямой. Впоследствии, в 1986 году, к зданию депо пристроен навес над двумя путями для отстоя 3 вагонов на каждом пути.

В 1976 году перегон оснащен автоблокировкой и межстанционной телефонной связью, а обе станции – ключевой зависимостью стрелок и сигналов (стрелки оборудовали замками Мелентьева), телефонной связью ДСП со стрелочными постами, оповестительной громкоговорящей связью. В штабном вагоне единственного поезда «Орленок» устроена радиорубка. Все три переезда охраняемые, оборудованы в соответствии с требованиями ПТЭ.

В конце 80-х годов полностью обновлен подвижной состав. В 1986 году польские вагоны Pafawag заменены отечественными PV51, а в 1987 году на смену тепловозам TU2 пришли более современные тепловозы TU7.

Смена руководства Дальневосточной магистрали благоприятно отразилась на состоянии Малой Дальневосточной. В 1999 году новый начальник ДВЖД А.А.Стрельник издал приказ о полной реконструкции ДЖД.

Первый этап реконструкции уже завершен в полном объеме и принят госкомиссией 25 мая 2000 года. Произведен ремонт вокзала и учебного корпуса на станции Пионерская, подъемочный ремонт с полной заменой верхнего строения пути (замена рельсов 3А на более тяжелый тип Р-50, замена шпал и стрелочных переводов, подъем полотна пути на 50 см), заменены все средства СЦБ и связи на более современные (автоблокировка фактически выполнена заново, ключевая зависимость стрелок и сигналов заменена электрической централизацией).

Начало второго этапа запланировано на 1 августа 2000 года. Этап предусматривает перенос локомотивно-вагонного депо на станцию Пионерская, строительство нового учебного корпуса со спортивным залом и столовой, гостиницы для юных железнодорожников из линейных школ, а также нового вокзала на станции Юбилейная.

Дорога работает 3 летних месяца, по вторникам, средам, пятницам и субботам. В четверг – день профилактики. Первый поезд отправляется со станции Юбилейная с 9:30, последний – со станции Пионерская в 16:55.


The following material was used in the preparation of this account:
  • materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
  • materials from archive of Khabarovsk ChRW
  • materials given by A.Grigoriev (chief of Khabarovsk ChRW)
  • materials given by N.Yuferev (instructor of Khabarovsk ChRW)
  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.