На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Хашури

Открыта 1 сентября 1984 года
Длина: 1,7 км (кольцевая)
Остановочные пункты: 3 (названия неизвестны)
Расположена на горе, в лесопарке «Земо сери» (ზემო სერი)
Подвижной состав: паровоз Гр-307, тепловоз ТУ2 (предположительно, ТУ2-048), не менее трёх вагонов ПВ40
Возможно были: паровозы Гр-282 и Гр-318

О детской железной дороге в Хашури известно очень мало. Строительство дороги началось в 1982 году. К нему привлекались многие предприятия города и окрестностей – как железнодорожные (локомотивное депо Хашури, местная дистанция сигнализации и связи, станция Хашури), так и не имеющие ни малейшего отношения к транспорту (стекольный завод, текстильно-галантерейная фабрика, Лесхоз Хашурского района). Активное участи принимали и строительные организации (349-я подвижная-механизированная коллона 9-го строительного треста Министерства строительства Грузии, Межколхозный строительный трест Хашурского района).

Осенью 1982 года в лесопарке «Земо сери» на горе был уложен кольцевой путь протяжённостью 1,7 км и построены три станции. Главная из них располагалась в непосредственной близости от входа в парк.

Гр-307
Район размещения ДЖД в Хашури.
Красным отмечена линия ДЖД, жёлтым – местонахождение остановочных пунктов.
Спутниковый снимок Google.

В том же 1982 году из Вапнярки и Рудницы (Украина) в локомотивное депо Хашури было передано три паровоза: Гр-282, Гр-307, Гр-318. Нельзя утверждать, что все они предназначались для строящейся ДЖД в Хашури. Скорее всего, их планировалось использовать на трёх разных дорогах. Например, в Рустави и Поти. Доподлинно известно лишь об одном из паровозов (Гр-307), что он был поднят на вершину горы и поставлен на рельсы, а остальные два ещё долгое время стояли в локомотивном депо Хашури.

Гр-307
Паровоз Гр-307 на линии будущей ДЖД.
Фото Юрия Ильина. Осень 1982 года
(подпись на фотографии ошибочна)
Гр-282
Паровоз Гр-282 в локомотивном депо Хашури.
Фото Юрия Ильина. Осень 1982 года
(подпись на фотографии ошибочна)
Гр-318
Паровоз Гр-318 в локомотивном депо Хашури.
Фото Павла Чилина. Май 1983 года

По неизвестно пока причине строительство дороги затянулось почти на два года. Торжественное открытие дороги состоялось лишь 1 сентября 1984 года. Спустя несколько дней в газете «Юный коммунист» появилась небольшая статья, рассказывающая об этом событии. В отличие от многих других детских дорог, первый поезд было доверено провести взрослому. Им стал машинист с сорокалетним стажем, ветеран Закавказской железной дороги Зураб Блуашвили.

Вопреки бытующему мнению, паровоз Гр был не единственным локомотивом детской железной дороги в Хашури. Первый поезд ДЖД состоял из тепловоза ТУ2 и пассажирских вагонов ПВ40. Предположительно, этим тепловозом был ТУ2-048. По данным из архива ЦТ МПС СССР, в 1983 году он был передан в Тбилиси. При этом нет никаких документов, подтверждающих факт появления его на Тбилисской ДЖД. Есть основания полагать, что он был сразу направлен на детскую железную дорогу в Хашури.


Первый поезд ДЖД в Хашури.
Фото Г. Голембиовского. Газета «Юный коммунист»

На момент открытия дороги, ни одна из трёх станций ещё не имела названий. Их предстояло выбрать по результатам конкурса, проводившегося среди юных железнодорожников.


Одна из станций ДЖД.
Фото из альбома сообщества Хашури в Facebook.

По воспоминаниям жителей Хашури, детская железная дорога проработала, как минимум, до 1989 года. Во время военного переворота 1991 года и начавшейся после него гражданской войны дорога была разрушена, и больше не восстанавливалась.

К сожалению, о ДЖД в Хашури мне больше ничего не известно. Если у вас есть какие-нибудь статьи, фотографии, личные впечатления об этой ДЖД, пожалуйста свяжитесь со мной по электронной почте или ICQ (UIN 25927180). Я буду вам очень признателен.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Квирикашвили Л. Я тоже буду железнодорожником // Газета «Юный коммунист» (ახალგაზრდა კომუნისტი), 6 сентября 1984 года.
  • Материалы, предоставленные Петером Клаусом
  • Материалы, предоставленные Рати Папуашвиили
  • Воспоминания Паата Коберидзе

  • Ссылки по теме:
  • ДЖД в Хашури на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • ДЖД в Хашури на Google Maps
  • последнее обновление страницы: 06.10.2014
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!