First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Irkutsk

Small East-Siberian (Irkutsk) railway
Opened: November 8, 1939
Length: 3.25 kms
3 stations: Solnechnaya, Rodniki, Angara
It is located on Yunost and Konniy islands on the Angara river (in center of Irkutsk city)
Rolling stock: diesel locomotives TU2-053, TU2-228, TU7-2925, 14 PV51 coaches;
Formerly: steam locomotive 159, 3 wooden coaches
Address: 664001, RUSSIA, Irkutsk, Goncharnaya street, 10A
Phone: +7 (3952) 64-43-34
Chief: KRASYUKOV Valentin Ivanovich

Проект Иркутской Детской Железной Дороги в предместье Рабочее был разработан проектной конторой ВСЖД в феврале 1937 года. Строительство дороги велось методом народной стройки и завершилось в 1939 году.

На концах двухкилометровой линии находились станции Солнечная и Пионерская. Поезд довоенной ДЖД состоял из трех самодельных двухосных пассажирских вагонов, ведомых паровозом (возможно тип 159). Движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе.

Во время войны дорога не функционировала. Паровоз был передан на Завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева, а юные железнодорожники приняты на работу в железнодорожный цех завода. В помещениях ДЖД разместился военкомат.

По окончании войны дорога начала работать вновь с 1947 года.

В 1959 году дорога была оборудована полуавтоматической блокировкой и получила свой первый тепловоз – TU2-228, а паровоз вновь был передан на ИЗТМ, где проработал до 70-х годов. Спустя 5 лет, в 1964 году на ДЖД произошло очередное обновление подвижного состава: на смену старым вагонам пришло 4 вагона Pafawag. В 1973 году локомотивный парк дороги пополнился тепловозом TU2-053.

В 1962 году на месте ДЖД началось строительство жилого массива ОблУВД. Был разработан проект переноса ДЖД на берег реки Ушаковки, но из-за отсутствия финансирования он не был реализован и дорогу просто укоротили. Вплоть до 1984 года путь детской железной дороги длиной 920 метров (полная эксплуатационная длина составила 1528 метров) проходил между заборами, гаражами и свалкой строительного мусора.

В 1984 году начальнику ДЖД В.И.Красюкову при поддержке начальника ВСЖД Ш.О.Цинцадзе удалось добиться принятия решения о переносе детской железной дороги в центр города, на острова Юность и Конный. Проектирование новой дороги было поручено Иркутскому филиалу проектного института Забайкалжелдорпроект.

Два поезда Иркутской ДЖД

В 1987 году строительство новой ДЖД было вновь заморожено из-за отсутствия финансирования и возобновилось лишь в мае 1992 года. К этому времени было отсыпано 2.6 км земляного полотна, уложено 350 метров пути, построен мост между островами и закуплен подвижной состав – 14 вагонов PV-51 и 2 тепловоза TU7.

Открытие новой ДЖД состоялось 2 августа 1992 года.

Сейчас дорога в плане представляет собой петлю по острову Конный. На острове Юность построена единственная станция – Солнечная. Одновременно курсирует два состава – «Сибирячок» и «Байкал» из 7 вагонов каждый. Перегон оснащен автоблокировкой.

Эксплуатационный сезон начинается 9 мая и заканчивается 31 августа. В это время дорога работает ежедневно кроме четверга и пятницы.

Track plan
Solnechnaya station

В начале 2000 года дорога была под угрозой закрытия – строительство нового моста через Ангару захватывает часть территории ДЖД и генеральный подрядчик строительства (консорциум предприятий Коломенский Мостоотряд № 125 и Иркутский Мостоотряд № 34) высказывал предложение закрыть дорогу, поскольку первоначальный проект моста не предусматривал никаких дополнительных инженерных сооружений для пропуска линии ДЖД. После вмешательства прессы, проект был подкорректирован.

проект моста
Проект моста через Ангару.
Рисунок А.В.Лукьянчикова, 2000 год.

Сезон 2000 года дорога проработала в обычном режиме, но вместо двух неохраняемых переездов, для пропуска строительной техники было оборудовано пять охраняемых.

В 2001 году на станции Солнечная открыт современный учебный корпус, а в 2003 году новый вокзал станции Солнечная (проект вокзала, разработанный в 1998 году архитектором В.Распутиным можно увидеть в фотогалерее) и две новые станции Родники и Ангара, оборудованные электрической централизацией. В планах строительство локомотивно-вагонного депо и оборудование всей дороги двусторонней автоблокировкой с наложением АЛСН.


The following material was used in the preparation of this account:
  • materials given by V.Krasyukov
  • materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
  • materials from A.K.Filippov and P.A.Strelkov's private archive
  • newspaper "Argumenty i fakty", № 17, April 16, 2000
  • Aleksey Frango personal site
  • materials given by N.Kostromin

  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.