First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Karaganda

Opened: May 1, 1957
It is located in the Central recreation park (formerly a name of 30-anniversary of VLKSM)
Length: 5.1 kms
Rolling stock:diesel locomotive TU2-111, 5 PV51 coaches;
Formerly: unknown steam locomotive, diesel locomotives TU2-037, TU2-115, 3 wooden coaches, not less than 3 all-metall coaches unknown type, 3 Pafawag coaches
Address: KAZAKHSTAN, Karaganda, Michurina street, 3A
Chief: VERCHAGIN Nikolay Petrovich

Детская железная дорога протяженностью 1.8 километра была построена в парке имени 30-летия ВЛКСМ в 1956 году. Несколько пробных рейсов по ней было выполнено в день шахтера, 22 августа 1956 года. Эксплуатация дороги началась лишь 1 мая 1957 года.

Первоначально дорога представляла собой линию с двумя тупиковыми станциями Комсомольская (ныне Арман) и Пионерская. В первые годы на станции Пионерская имелся второй путь для обгона локомотива, а на станции Комсомольская – разворотная петля. На обеих станциях имелись деревянные вокзалы. На станции Комсомольская он сохранился до настоящего времени. Вокзал на станции Пионерская просуществовал до конца 60-х – начала 70-х годов, а сейчас там имеется лишь небольшое кирпичное здание ДСП. Также на станции Пионерская был оборудован пункт экипировки тепловозов.

Не совсем ясным вопросом до сих пор остается схема путевого развития станций той поры. По имеющимся фотографиям можно утверждать, что до начала 70-х годов станция Комсомольская была однопутной, с разворотной петлей. Вероятно движение поезда по ней было организовано следующим образом: с перегона поезд без остановки проходил платформу, проходил по разворотной петле и только после этого останавливался у платформы. На более поздних фотографиях станция Комсомольская уже двухпутная.

Путвое развитие станции Пионерская еще менее понятно. По данным, полученным от начальника ДЖД, в конце 80-х – начале 90-х годов обгонный путь на станции Пионерская демонтирован и заменен разворотной петлей. После этой реконструкции протяженность линии увеличилась до 2.3 километров. Вместе с тем, внимательное изучение приведенной ниже фотографии заставляет задуматься, не существовало ли разворотной петли на станции Пионерской еще в 60-е годы. По нашим предположениям, отходящий влево путь должен вести либо на разворотную петлю, либо на разворотный треугольник.


Станция Пионерская. Фото из архива Карагандинской ДЖД.

Впоследствии дорога претерпела еще одну реконструкцию и теперь ее протяженность составляет 5.1 километра. (Более подробной информацией об этой реконструкции мы пока не располагаем.)

На момент открытия дороги единственным локомотивом был паровоз (тип паровоза, к сожалению, нам не известен). Не позже 1961 года ДЖД получила в свое распоряжение тепловоз ТУ2-115. В начале 70-х годов парк подвижного состава поплнился тепловозом ТУ2-037. В конце 80-х годов ТУ2-037 был отправлен на капитальный ремонт, а взамен него дорога получила тепловоз ТУ2-111, который эксплуатируется до сих пор.

В «паровозную эпоху» поезд Карагандинской ДЖД состоял из трех легких деревянных вагонов. Вероятно, в середине 60-х годов им на смену пришли цельнометаллические пассажирские вагоны, изготовителя которых установить пока не удалось. и три цельнометаллических пассажирских вагона Pafawag.

В конце 80-х – начале 90-х годов на смену трем польским вагонам пришли пять отечественных вагонов ПВ51. В связи с увеличением длины состава, потребовалось удлинение платформ на обоих станциях.

В 2001 году Государственное предприятие Казакстан Темир-Жолы (Железные дороги Казахстана) прекратило финансирование Детской железной дороги и предложило дорогу на баланс акимата Караганды. По окончании сезона 2001 года Детская железная дорога законсервирована и с тех пор больше не открывалась. В ноябре 2001 года практически весь персонал дороги уволен, начальник дороги переведен на должность сторожа. Несколько лет сохранялась угроза полного уничтожения дороги. Однако летом 2004 года Карагандинская ДЖД вновь открылась для посетителей. Правда, пока мы не располагаем информацией, осталась ли она Детской в полном понимании этого слова или обслуживается взрослыми.


The following material was used in the preparation of this account:
  • materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
  • materials from archive of Karaganda ChRW
  • materials given by T.Batyrshin
  • materials given by Yu.Gural
  • materials given by V.Mulyarov
  • materials given by M.Utkin
  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.