На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Казань


Тепловоз ТУ7А-3344.
Фото «TY-214». 30 августа 2007 года.
Казанская детская железная дорога
Открыта: 30 августа 2007 года
Протяжённость: 4,288 км
Расположена: в лесопарке «Лебяжье» (посёлок Залесный – посёлок Юдино – Юдинский карьер)
Остановочные пункты: 2 станции (Яшьлек Молодёжная, Изумрудная), 2 платформы (Спортивная, Берёзовая роща)
СЦБ: автоблокировка
Подвижной состав: 2 тепловоза (ТУ7А-3344 и ТУ7А-3346), 4 вагона Метровагонмаш моделей 20.0017 и 20.0018
Начальник: СУЮШОВ Олег Викторович
Cправочная информация: режим работы, цены, проезд

Предложение о строительстве детской железной дороги в столице Татарстана Казани впервые прозвучало из уст руководства ОАО «Российские железные дороги» в самом начале 2004 года. Тогда говорилось, что реализация проекта может быть приурочена к 1000-летию Казани. Мэрия на словах идею поддержала, но никаких конкретных действий по её реализации не предприняла. До марта 2005 года так и не было выбрано даже место размещения будущей дороги: в парке Горького или в районе озера Лебяжье.

Лишь после переговоров городских властей с руководством Горьковской железной дороги 10 марта 2005 года специалистам городского комитета по транспорту и связи было дано поручение подготовить необходимую документацию. Проект дороги с четырьмя станциями было предложено готовить Новосибирскому институту Сибгипротранс, который проектировал, в частности, и Новосибирскую ДЖД. Окончательный срок сдачи объекта был перенесён на 2006 год.

29 июня 2005 года председатель комитета по транспорту и связи Казани Шамиль Гильманов сообщил о том, что местными властями принято окончательное решение о строительстве ДЖД. При этом главная станция должна была разместиться в парке культуры и отдыха имени Горького, а путь ДЖД пройти к новому мосту в Ново-Савиновский и Советский районы города. Но прошло всего несколько дней и уже в начале июля было объявлено о приостановке работ по проектированию дороги. Со слов местных властей, это произошло «в связи с проведением ряда крупных мероприятий, посвящённых 1000-летию Казани. Тем не менее, городские власти не намерены отказываться от этой идеи».

26 мая 2006 года на встрече президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина и президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева в очередной раз было «принято решение о строительстве ДЖД в Казани». Это было далеко не первое «окончательное решение» относительно строительства детской дороги, но следует отметить, что на таком высоком уровне её проект ещё не обсуждался.

Во исполнение этого решения в ОАО «РЖД» состоялось совещание под председательством вице-президента компании Валентина Гапановича. В нём участвовал начальник Казанского отделения Горьковской железной дороги Иван Белов, представители органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан. На совещании был определён срок ввода в строй первой очереди ДЖД – 1 мая 2007 года. Проект детской железной дороги было поручено разработать Казанскому институту ГипроНИИавиапром. Финансирование строительства на паритетных началах взяли на себя «Российские железные дороги» и правительство Республики Татарстан.

По сообщениям прессы, «Детская железная дорога разместится в Казани в районе парка культуры и отдыха им. Горького. Планируется уложить 4,5 км узкоколейного железнодорожного пути оснащённого автоматикой, сигнализацией и приборами безопасности движения, девятью стрелочными переводами. Движение двух поездов будет организовано между тремя станциями, две из которых будут конечными и одна промежуточной. На предприятиях ЗАО «Трансмашхолдинг» уже размещены заказы на изготовление пяти пассажирских вагонов и трёх тепловозов.» В это же время стали поступать отрывочные сведения о том, что, как минимум, один из локомотивов ДЖД будет аккумуляторным электровозом.

Осенью 2006 года начались подготовительные работы для строительства пути ДЖД, но уже совсем в другом месте: в направлении посёлок Залесный – посёлок Юдино – Юдинский карьер. Это немедленно вызвало новую волну протестов со стороны местных жителей, не желающих ничего менять в привычном образе жизни. Не исключено, что страсти вокруг ДЖД искусственно подогревались людьми, претендовавшими на эту территорию. В казанских средствах массовой информации стали появляться статьи о том, что детская дорога в этом районе города может вызвать страшную экологическую катастрофу. В подтверждение этих слов приводились невообразимые цифры отданных под строительство площадей и количества деревьев, подлежащих вырубке в природоохранной зоне. Причём о достоверности фактов журналисты не особенно заботились, делая основной упор на эмоции. Простой подсчёт показывал, что на участке названной площади запросто можно построить второй Транссиб протяжённостью в десять тысяч километров.


Фрагмент ответа прокуратуры на обращение противников строительства ДЖД.

В декабре 2006 года противниками детской дороги удалось добиться вынесения постановления Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры о приостановке строительства в связи с неправильным оформлением разрешительных документов. Только к концу февраля 2007 года работы были возобновлены. Естественно, в такой обстановке строительство ДЖД затянулось и к назначенному сроку окончено не было.

Тем временем продолжалось изготовление подвижного состава для строящейся ДЖД. Мытищинскому заводу «Метровагонмаш» было заказно четыре пассажирских вагона, а Камбарскому машиностроительному заводу – два тепловоза ТУ7А. В отличие от выпускавшихся ранее, эти тепловозы оснащены дизелями ЯМЗ-238 и гидромеханической передачей Фойт (Voith), изготовленной по лицензии на Казанском авиамоторном заводе – точно такой же, как ставится на некоторые автобусы ЛиАЗ. Внешне эти два локомотива отличаются угловатой передней частью капота, огромным хромированным метельником, закреплённым поверх стандартного, широким козырьком над площадкой у входа в кабину. Не обошлось и без украшений тепловоза псевдо-паровозными атрибутами: в передней части капота установлена высоченная хромированная труба, а в задней части – колпак, отдалённо напоминающий сухопарник.

По сообщениям прессы, тепловозы для Казанской ДЖД были готовы ещё в конце марта 2007 года. Тем не менее, в день открытия дороги на месте присутствовал лишь один из них – ТУ7А-3344. Второй, по некоторым данным, ещё находился в базовом локомотивном депо Юдино.

Строительство ДЖД
На строительстве Казанской ДЖД.
Фото Сергея Гулько. Июль 2007 года.

Всю весну и лето 2007 года продолжались строительные работы на месте будущей ДЖД. Было построено более четырёх километров пути с двумя станциями на концах линии и двумя промежуточными остановочными пунктами. На главной станции помимо двухэтажного вокзала имеется трёхстойловое депо и учебный корпус. Размеры депо позволяют хранить в нём весь имеющийся подвижной состав: по две единицы на каждом пути. В цехе установлены четырёхточечный подъёмник на одном пути и кран-балка на другом. Несомненно, это существенно облегчит жизнь обслуживающего персонала. Многие сложные операции по ремонту подвижного состава можно будет выполнять на месте, не отправляя тепловоз или вагон в базовое депо.

ст. Железнодорожная
Вокзал станции Железнодорожная. Вид из тупика.
Фото AlexL. 5 августа 2007 года.

В трёхэтажном учебном корпусе помимо учебных классов расположилось общежитие для юных железнодорожников, приезжающих на летнюю практику из других городов. На станции имеется также буфет для посетителей и столовая для юных железнодорожников. Немаловажно ещё и то, что на привокзальной площади главной станции оборудована большая и удобная парковка для авторанспорта.


Учебный корпус на станции Яшьлек Молодёжная.
Фото Василия Шиндова. 30 августа 2007 года.

Незадолго до открытия главная станция ДЖД, именовавшаяся в проекте Железнодорожной, получила новое, двуязычное (татарско-русское), название – Яшьлек Молодёжная.

На другой конечной станции – Изумрудной имеется лишь небольшой одноэтажный павильон с кассовым залом. На промежуточных остановочных пунктах нет вообще никаких капитальных построек – только навесы из голубого прозрачного пластика.

ст. Изумрудная
Кассовый павильон станции Изумрудная.
Фото kazanmetro.da.ru. 30 августа 2007 года.

Все станционные постройки ДЖД весьма затейливой архитектуры выполнены в модном теперь стиле: с обилием голубых и зеркальных стёкол и облицовкой стен керамической плиткой.

К сожалению, как уже неоднократно случалось, очередной срок сдачи объекта – к 5 августа (Дню железнодорожника) – был сорван. Открытие дороги состоялось в День Республики Татарстан (30 августа). На торжествах по этому случаю присутствовали Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин, Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, Председатель Счётной палаты Сергей Степашин, мэр Казани Ильсур Метшин и начальник Горьковской железной дороги Сергей Козырев.


В. Якунин, М. Шаймиев, С. Степашин и другие официальные лица перерезают ленточку в день открытия ДЖД.
Фото М. Козловского. 30 августа 2007 года.
Фото предоставлено официальным сайтом Президента Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев на торжественном митинге в честь открытия ДЖД.
Фото М. Козловского. 30 августа 2007 года.
Фото предоставлено официальным сайтом Президента Республики Татарстан.

В первом поезде Казанской ДЖД прокатились высокопоставленные гости и журналисты. Его отправление со станции Яшьлек Молодёжная сопровождалось зажиганием огненных фонтанчиков вдоль пути. Всех остальных гостей пустили на перрон только после отъезда VIP-персон. Учитывая значимость мероприятия, а также малый опыт работы юных железнодорожников, весь первый день поезд вёл взрослый машинист. Детям отводилась лишь роль фотомоделей, несмотря на то, что они ещё до открытия дороги прошли необходимый курс обучения на базе Юдинского железнодорожного техникума и почти месяц стажировались на детской железной дороге в Нижнем Новгороде.


Первый поезд Казанской ДЖД провожали фейерверком.
Фото kazanmetro.da.ru. 30 августа 2007 года.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • В Казани собираются построить детскую железную дорогу // информационное агентство «Татар-информ», 10.03.2005 г.
  • Построят ли в Казани детскую железную дорогу? // газета «Вечерняя Казань», № 36-37 (2978-2979), 11.03.2005 г.
  • В Казани будет детская железная дорога // агентство «Интертат», 20.06.2006 г.
  • Дынник В. В Казани будет детская железная дорога // газета «Казанские ведомости», № 140, 29.06.2005 г.
  • Мухамедшин Р. Казань не отказывается от проекта детской железной дороги // информационное агентство «Татар-информ», 04.07.2005 г.
  • Детская железная дорога соединит поселок Залесный с Юдинским карьером // «Татар-информ», 01.08.2006 г.
  • К «железному» делу требуется железный подход. Куда поведет детская дорога? // Общественно-политическая газета «Республика Татарстан», № 188–189 (25784–25785), 21.09.2006 г.
  • Игнатьева И. Казанскую детскую железную дорогу планируется ввести в эксплуатацию к концу будущего года // информационное агентство «Татар-информ» от 01.12.2006 г.
  • Андреев В. Мраколесие. В городском парке устроили лесоповал // «Аргументы и Факты – Регион», № 4, 2007 г.
  • В Казани скоро возобновится строительство детской железной дороги // информационное агентство «Татар-информ», 27.02.2007 г.
  • Морохин Н. Детям построят тепловозы для игр // газета «Гудок», 22.03.2007 г. с. 4
  • Для детской железной дороги Казани изготовлен первый тепловоз // информационное агентство «Татар-информ», 27.03.2007 г.
  • Правительство РТ подписало несколько соглашений с железнодорожниками // информационное агентство «Татар-информ», 28.03.2007 г.
  • Ахмадеева Л. Правительство РТ и ОАО «РЖД» достигли полного согласия по строительству Детской железной дороги в Казани // агентство «Интертат», 28.03.2007 г.
  • Испытания первого тепловоза для строящейся в Казани Детской железной дороги – второй «малой Горьковской» магистрали начались на Камбарском машиностроительном заводе // НИА «Нижний Новгород», 05.04.2007 г.
  • Испытания первого тепловоза для строящейся в Казани Детской железной дороги начались на Камбарском машиностроительном заводе // агентство «Интертат», 06.04.2007 г.
  • Серова И. Сойду на «Изумрудной» и подышу в лесу… // газета «Вечерняя Казань», № 61 (3419), 21.04.2007 г.
  • Детская железная дорога в Казани наполовину готова // информационное агентство «Татар-информ», 25.06.2007 г.
  • Газизова Е. На строительстве Детской железной дороги на Казанском отделении ГЖД освоено более 120 млн. рублей // агентство «Интертат», 28.06.2007 г.
  • Демина И. Такой дороги у нас никогда не было // Общественно-политическая газета «Республика Татарстан», № 152–153 (26008–26009), 02.08.2007 г.

  • последнее обновление страницы: 07.04.2009
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!