На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Алчевск (Коммунарск)


Автомотриса АМ1-142.
Открытка 1981 года.
Открыта 6 ноября 1967 года / 19 мая 1968 года
Закрыта в конце 1980-х годов
Длина: 1,467 км
3 станции: Орленок, Октябрёнок, Пионерская
Расположена в Парке Победы
Подвижной состав: автомотриса АМ1-142 и три пассажирских вагона ПВ40;
ранее были: паровоз ВП1-473 и несколько самодельных вагонов.

Детская железная дорога в городе Коммунарске Луганской области была построена силами Коммунарского металлургического завода (по некоторым данным, при поддержке Луганского тепловозостроительного гиганта) и не входила в систему МПС. Вероятно, именно поэтому дорога осталась малоизвестной, и не попала в официальную статистику детских железных дорог. Тем не менее, она была полноценной ДЖД, и обслуживалась детьми.

Любопытно, что в нескольких километрах от неё, в городе Перевальске на тот момент уже существовала детская железная дорога.

Торжественное открытие Коммунарской ДЖД состоялось 6 ноября 1967 года, в канун празднования 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Вскоре после ноябрьских праздников об этом сообщили городские газеты. Рабочие Железнодорожного цеха КМЗ хотели во что бы то ни стало успеть к знаменательной дате. Но это не совсем получилось. Возвести станционные постройки к намеченному сроку не смогли. Тем не менее, поезд из зелёненького паровозика и серебристых вагончиков отправился в свой первый рейс.



Первый поезд Коммунарской ДЖД.
Фото Б. Викторова. 6 ноября 1967 года.
На борту вагона хорошо видна табличка: «КМЗ-ЖДТ. Пионерская железная дорога».

Скорее всего, уже через несколько дней дорога закрылась на зиму. Не удивительно! Не очень-то комфортно ездить зимой в открытых вагонах, рассчитанных на летнюю эксплуатацию.

Спустя полгода по Коммунарской ДЖД снова пошли поезда. При этом открытие нового сезона было обставлено чуть ли не как открытие новой дороги. 19 мая 1968 года, в День пионерии, в Парке Победы состоялся торжественный митинг, на котором присутствовали первый секретарь горкома Компартии Украины А. Ф. Пастушенко, секретарь горкома партии Д. Ф. Колесников, секретарь горкома Комсомола Украины Ф. Козел.

К началу нового сезона дорога получила деревянное здание вокзала на главной станции Орлёнок. Но учебных классов в нём не было, поэтому занятия кружка юных железнодорожников под руководством Анатолия Ивановича Матюхина проходили при городском Доме пионеров. Начальником дороги был назначен машинист Железнодорожного цеха Коммунарского металлургического завода И.И. Гончаров.


Удостоверение юного железнодорожника Коммунарской ДЖД.
Из коллекции Олега Кобцевва. 1980 год.

С момента открытия дороги на Коммунарской ДЖД эксплуатировались паровоз ВП1-473 и три самодельных открытых пассажирских вагона двух типов. После вывода из эксплуатации паровоза в 1976 году, он ещё долго оставался на ДЖД, и вместе со старыми вагонами стоял на запасном пути главной станции. А на смену им пришли автомотриса АМ1-142 и три цельнометаллических пассажирских вагона ПВ40 постройки Демиховского завода. Насколько нам известно, это единственный и уникальный случай применения таких автомотрис на детских железных дорогах СССР.


Средняя станция Коммунарской ДЖД. Вид с колеса обозрения
Фото из коллекции Олега Кобцевва. 1970-е годы.

Весьма необычно было организовано движение поездов на Коммунарской ДЖД. Главная станция, откуда и отправлялась в путь большая часть пассажиров, находилась на середине линии. Поезд с пассажирами отходил от неё на юго-восточную, конечную станцию. Там происходила смена направления движения с обгоном локомотива, после чего поезд шёл на северо-западную конечную станцию, проследовав без остановки центральную. И лишь после второй смены направления поезд возвращался на центральную станцию.


Подвижной состав Коммунарской ДЖД.
Фото из коллекции Олега Кобцевва. 1970-е годы.
(Фото в зеркальном отражении!)

К сожалению, точно установить названия станций Коммунарской ДЖД нам пока не удалось. По одним данным главная станция называлась Пионерской, а две конечные: Орловая или Орловская (по названию расположенных рядом Орловских прудов) и Ботаническая (из-за близости главной оранжереи города). По другим данным станции именовались: Пионерская, Орлёнок, Октябрёнок.

Схема дороги

В конце 1980-х годов детская железная дорога в Коммунарске (ныне Алчевске) закрылась, а в начале 1990-х годов были даже демонтированы рельсы. Сразу после закрытия дороги группа энтузиастов пыталась спасти паровоз от сдачи в металлолом. В 1990 году руководство Управления железнодорожного транспорта металлургического завода даже готово было отреставрировать паровоз и установить его в качестве памятника на территории завода. К сожалению, осуществить задумку не удалось. В августе 1991 года в приложении «Коллаж» к газете «Огни коммунизма» была опубликована статья, повествовавшая о печальной судьбе Коммунарской ДЖД. Уже тогда от детской дороги почти ничего не осталось. А сегодня о ней напоминают лишь руины платформ, да оставшиеся кое-где следы от шпал.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • материалы, предоставленные Юрием Беловым
  • материалы, предоставленные Олегом Лысым
  • материалы, предоставленные Олегом Кобцевым
  • материалы, предоставленные Алексеем Ильевским
  • Праздник в Коммунарске // газета «За металл» (г. Коммунарск) – 11.11.1967 г.
  • Викторов Б. Фоторепортаж об открытии ДЖД // газета «Огни коммунизма» (г. Коммунарск) – 15.11.1967 г.
  • Станиславский В. Открыта пионерская железная дорога // газета «За металл» (г. Коммунарск) – 15.11.1967 г.
  • Праздник пионерии в Коммунарске // газета «Огни коммунизма» (г. Коммунарск) – 21.05.1968 г.
  • Белов Ю. Наш паровоз вперёд лети // «Коллаж» (приложение к газете «Огни коммунизма», г. Коммунарск) – 03.08.1991 г. – №28
  • Вовк А. Наш паровоз // журнал «Город и люди» (г. Алчевск). – 2008 – № 1. – с. 42–48

  • Ссылки по теме:
  • Коммунарская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • Коммунарская ДЖД на Google Maps
  • Перевальская ДЖД
  • последнее обновление страницы: 21.03.2013
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!