На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Костанай (Кустанай)

ст.Пионерская
Открыта 7 октября 1978 года
Разобрана в 2000 году
Расположена на острове Кирова, в районе городского пляжа на реке Тобол
Длина около 3 км, кольцевая
1 станция Пионерская
Подвижной состав: тепловоз ТУ2-043, 4 пассажирских вагона ПВ40, 1 четырёхосный крытый грузовой вагон; ранее были тепловоз ТУ2-111 и пассажирские вагоны PAFAWAG

Кустанайская детская железная дорога была построена всего за два месяца, силами Кустанайского управления Гордорстрой и Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги. При укладке пути были использованы рельсы Р18 с разобранной узкоколейки Кустанай–Ново-Урицкое (ныне Сарыколь). Возможно, оттуда же поступил и подвижной состав.

В день первой годовщины принятия новой Конституции СССР, 7 октября 1978 года, состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию ДЖД. Дорожный мастер Кустанайской дистанции пути Николай Васильевич Грубый забил «серебряный костыль», председатель горисполкома В.И. Таран разрезал алую ленточку, и поезд «Юный кустанаец» отправился в свой первый рейс. Состав из пяти вагонов PAFAWAG с тепловозом ТУ2-111 во главе провели машинист-инструктор Аркадий Степанович Губанов и юный машинист Сергей Миролюбов.

Единственная станция ДЖД – Пионерская – имела простейшее путевое развитие, состоявшее из двух путей и двух ручных стрелочных переводов. Перегон ДЖД был оборудован автоблокировкой, а проходные светофоры стояли через каждые 300–350 м. К сожалению, очень скоро все светофоры были разбиты вандалами. Первое время их ещё пытались восстанавливать, но терпения хватило не надолго. Единственными действующими остались входной и выходной светофоры станции Пионерская. Впрочем, при обращении на дороге всего одного состава было достаточно и этого. Хотя качество подготовки юных железнодорожников от этого, конечно же, пострадало.

В 1980–1981 годах на станции Пионерская было возведено капитальное двухэтажное здание вокзала. Но, вопреки сложившейся в вокзальной архитектуре традиции, главный фасад вокзала стоял не параллельно путям, а наискосок от них.

В 1987–1989 годах тепловоз ТУ2-111 был передан на Карагандинскую ДЖД, а взамен получен ТУ2-043.

В 1992 году крайне сложное финансовое положение в стране чуть не привело к закрытию детской железной дороги. Полученные новые пассажирские вагоны ПВ51 Демиховского завода дорога в полном объёме оплатить не смогла. Два из шести вагонов пришлось передать Щучинской ДЖД. Всерьёз обсуждалось предложение о консервации ДЖД на срок не менее двух лет. Разовыми финансовыми вливаниями закрытие детской дороги удалось на некоторое время оттянуть. Сезон 1993 года дорога открыла в срок, но вскоре вопрос о финансировании встал снова. На этот раз дорогу пришлось закрыть. Был уволен и Аубакир Салмухамедов, с первого дня занимавший должность начальника ДЖД.

В начале июня 1997 года из-за отсутствия у государственного предприятия «Казакстан Темир Жолы» (Железные дороги Казахстана) средств на содержание ДЖД, дорога была передана на баланс муниципального предприятия «Зеленстрой». В кратчайшие сроки дорогу отремонтировали, вагоны выкрасили в очень необычный для ДЖД белый цвет, и 26 июля 1997 года Костанайская ДЖД снова приняла пассажиров.

Для повышения доходов от эксплуатации дороги новый начальник ДЖД Леонид Трахтенберг ввёл новую услугу – свадебный вагон, в котором был накрыт стол с шампанским и фруктами. В честь молодожёнов поезд совершал праздничный рейс. Как долго это новшество продержалось на ДЖД нам, к сожалению, неизвестно.

В планах начальника дороги, видимо, с прицелом на круглогодичную эксплуатацию ДЖД, было обустройство здания вокзала отоплением, открытие кафе и лыжной базы. К сожалению, этот проект так и не был реализован. Весной 2000 года паводком был размыт большой участок пути ДЖД. Часть рельсов и шпал была разворована местными жителями. На участке более километра требовалась фактически отсыпка новой насыпи, да и остальная часть пути требовала капитального ремонта. К сожалению, владелец ДЖД ГКП «Костанайский городской парк культуры и отдыха» не смог найти средств для проведения дорогостоящих работ. Вероятно, из соображений безопасности, оставлять дорогу в таком состоянии сочли невозможным, и летом 2000 года был проведён тендер на демонтаж полотна дороги. В настоящее время остался не разобранным лишь небольшой участок пути, прилегающий к станции Пионерская. Именно на этом участке пути и стоит сейчас весь подвижной состав ДЖД.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Л.А.Туров, «Хочу быть железнодорожником», Акмола, изд.«Жана-Арка», 1993
  • материалы, предоставленные Сергеем Владимировым
  • материалы, предоставленные Андреем Золотницким
  • материалы, предоставленные Сергеем Миролюбовым
  • материалы, предоставленные Виктором Круковским
  • газета «Ленинский путь» № 202 (14796) от 10 октября 1978 года
  • газета «Ленинский путь» № 75 (18176) от 15 мая 1992 года
  • газета «Кустанай» № 25 (316) от 12 июня 1993 года
  • газета «Костанай» № 78 (735) от 25 сентября 1997 года
  • газета «Костанайские новости» № 125 (19816) от 23 августа 2000 года
    последнее обновление страницы: 23.02.2006
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


  • Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!