First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Krasnoyarsk

Паровоз Су00-01. фото 1954 года
Opened: August 1, 1936
It is located Central park a name of M.Gorkiy
Total Length: 1.1 kms
Main track length: 816 meters
Gauge: 508 mm (before 1961 – 305 mm)
2 stations: Pervomayskaya, Tupikovaya (formerly Schastlivoe Detstvo – Happy Childhood)
Rolling stock: self-made
Сооружения: 2 turn-tables, roundhouse depot
Address: 660021, RUSSIA, Krasnoyarsk, Gorkogo street, 6
Phone: +7 (3997) 29-43-31
Chief: SERGUTKINA Lyudmila Valerievna

Красноярская ДЖД – первая, построенная в РСФСР, детская железная дорога и старейшая из ныне существующих на территории России. Уникальность этой дороги не только в возрасте – на ней всегда эксплуатировался только самодельный подвижной состав, и это единственная известная нам ДЖД, где на обеих конечных станциях сооружены поворотные круги для разворота локомотивов и веерное депо на станции Первомайская, а ширина ее колеи отличается от обычной для детских железных дорог СССР.

В начале 30-х годов по инициативе Захария Сергеевича Иванова, завуча фабрично-заводского училища при Красноярском паровозоремонтном заводе, учащиеся ФЗУ начали строить действующую модель паровоза Су в масштабе 1:5 (колея 305 мм), получившую впоследствии индекс «Су 00-01».

Впервые модель была показана на первомайской демонстрации 1936 года. Для этого на Сенной площади (ныне сквер имени Сурикова) был проложен небольшой участок пути. Паровоз, который вел состав из нескольких грузовых платформ, привел в восторг Красноярскую детвору. В результате родилась идея построить в Красноярске ДЖД. Дорогу перенесли в парк имени Горького и 1 августа 1936 года она открылась для пассажиров.

Схема дороги

Подвижной состав и путь колеи 305 мм конечно же выглядели игрушечными. Машинист и его помощник не помещались в будке паровоза и потому управляли локомотивом, сидя в бутафорском тендере, а инструктор следил за действиями ребят, находясь вне поезда. Вагоны также пришлось изготовить самостоятельно, но без соблюдения масштаба, иначе разместить пассажиров, пусть даже детей, в таких маленьких вагончиках было бы просто невозможно. Тем не менее, дорога работала по всем правилам большой железной дороги.

стрелочный пост на станции Первомайская. фото 1954 года

В 1961 году паровоз занял место на вечной стоянке перед станцией Первомайская, а ему на смену пришел двухосный однокабинный мотовоз «Юность», построенный Красноярским локомотивным депо. В основу его силового агрегата был положен двигатель от автомобиля «Москвич-401» с механической 4-ступенчатой коробкой передач. Поскольку двигатель не помещался в столь узком кузове, ширину колеи решено было увеличить до 508 мм (1/3 от стандартной колеи 1524 мм), поэтому одновременно была произведена замена вагонов.

Мотовоз ТУ3 (не путать с настоящим тепловозом ТУ3). фото из журнала Локотранс 4-96

Мотовоз «Юность» проработал на Красноярской ДЖД всего 5 лет, в 1966 году был списан и заменен мотовозом «Мечта 00-02», который до сих пор используется на дороге вместе с мотовозом «Юбилейный», построенным в 1986 году. В этих локомотивах используется уже более современный двигатель от автомобиля «Москвич-412».

В начале 80-х годов в Красноярске обсуждался вопрос о строительстве новой ДЖД на острове Татышева. Путь протяженностью около 3.5 км должен был иметь уже привычную колею 750 мм. К сожалению (или к счастью) этот проект так и не был реализован и дорога продолжает удивлять своей непохожестью на все остальные.


The following material was used in the preparation of this account:
  • magazine "Locotrans", 1996 № 4
  • materials from A.K.Filippov and P.A.Strelkov's private archive
  • materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
  • V.Saklakov, V.Chagin "Steel part of the Trans-Siberian Railway. 100 years to the Krasnoyarsk railway. 1899-1999", Krasnoyarsk book publishing house, 1998
  • newspaper "Gudok", August 2, 2000
  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.