На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Красноярск

Паровоз Су00-01. фото 1954 года
Открыта 1 августа 1936 года
Расположена в ПКиО им.Горького
Полная длина: 1.1 км
Длина главного пути: 816 метров
Колея: 508 мм (до 1961 года – 305 мм)
2 станции: Первомайская, Тупиковая
Подвижной состав: самодельный
Сооружения: 2 поворотных круга, веерное депо
Адрес: 660021, г.Красноярск, ул.Горького, 6
Телефон: +7 (391) 229-43-31
Начальник: СЕРГУТКИНА Людмила Валерьевна

Красноярская ДЖД – первая построенная в РСФСР детская железная дорога и старейшая из ныне существующих на территории России. Уникальность этой дороги не только в возрасте – на ней всегда эксплуатировался только самодельный подвижной состав, и это единственная известная нам ДЖД, где на обеих конечных станциях сооружены поворотные круги для разворота локомотивов и веерное депо на станции Первомайская, а ширина ее колеи отличается от обычной для детских железных дорог СССР.

В начале 30-х годов по инициативе Захария Сергеевича Иванова, завуча фабрично-заводского училища при Красноярском паровозоремонтном заводе, учащиеся ФЗУ начали строить действующую модель паровоза Су в масштабе 1:5 (колея 305 мм), получившую впоследствии индекс «Су 00-01».

Впервые модель была показана на первомайской демонстрации 1936 года. Для этого на Сенной площади (ныне сквер имени Сурикова) был проложен небольшой участок пути. Паровоз, который вел состав из нескольких грузовых платформ, привел в восторг Красноярскую детвору. В результате родилась идея построить в Красноярске ДЖД. Дорогу перенесли в парк имени Горького и 1 августа 1936 года она открылась для пассажиров.

Схема дороги

Подвижной состав и путь колеи 305 мм конечно же выглядели игрушечными. Машинист и его помощник не помещались в будке паровоза и потому управляли локомотивом, сидя в бутафорском тендере, а инструктор следил за действиями ребят, находясь вне поезда. Вагоны также пришлось изготовить самостоятельно, но без соблюдения масштаба, иначе разместить пассажиров, пусть даже детей, в таких маленьких вагончиках было бы просто невозможно. Тем не менее, дорога работала по всем правилам большой железной дороги.

стрелочный пост на станции Первомайская. фото 1954 года
Стрелочный пост на станции Первомайская.
Фото из личного архива А.К. Филиппова. 1954 год.

В 1961 году паровоз занял место на вечной стоянке перед станцией Первомайская, а ему на смену пришел двухосный однокабинный мотовоз «Юность», построенный Красноярским локомотивным депо. В основу его силового агрегата был положен двигатель от автомобиля «Москвич-401» с механической 4-ступенчатой коробкой передач. Поскольку двигатель не помещался в столь узком кузове, ширину колеи решено было увеличить до 508 мм (1/3 от стандартной колеи 1524 мм), поэтому одновременно была произведена замена вагонов.

Мотовоз ТУ3 (не путать с настоящим тепловозом ТУ3). фото из журнала Локотранс 4-96
Мотовоз ТУ3 (не путать с настоящим тепловозом ТУ3).
Фото из журнала «Локотранс» № 4-1996.

Мотовоз «Юность» проработал на Красноярской ДЖД всего 5 лет, в 1966 году был списан и заменен мотовозом «Мечта 00-02», который до сих пор используется на дороге вместе с мотовозом «Юбилейный», построенным в 1986 году. В этих локомотивах используется уже более современный двигатель от автомобиля «Москвич-412».

В 1998-1999 году станции с красивым названием Счастливое детство была присвоено новое, весьма странное, имя – Тупиковая.

В начале 80-х годов в Красноярске обсуждался вопрос о строительстве новой ДЖД на острове Татышев. Путь протяженностью около 3.5 км должен был иметь уже привычную колею 750 мм. К сожалению (или к счастью) этот проект так и не был реализован и дорога продолжает удивлять своей непохожестью на все остальные.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • журнал «Локотранс», 1996 № 4
  • материалы из личного архива А.К.Филиппова, П.А.Стрелкова
  • материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
  • Саклаков В.Г., Чагин В.В. «Стальное звено Транссиба. 100 лет Красноярской железной дороге. 1899-1999», Красноярск, Красноярское книжное издательство, 1998
  • «Гудок», 02.08.2000
  • Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!