На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Курган

мост
Курганская детская железная дорога
Открыта 13 августа 1989 года
Расположена в ЦПКиО
Длина 1.5 км
2 станции: Пионерская, Звездочка
Искусственные сооружения: мост длиной 55 м
Подвижной состав: тепловоз ТУ10-007, пассажирские вагоны ВП-750
Были: тепловозы ТУ2-047, ТУ2-159, 3 вагона Pafawag
СЦБ: ЭЦ на станции Пионерская
Адрес: 64001, г.Курган, ул.Красина, 82
Тел.: (3522) 91-26-60

Вопрос о строительстве детской железной дороги в Кургане впервые был поднят осенью 1978 года на комсомольской конференции железнодорожного узла. Рассматривалось три варианта размещения ДЖД: на Увале, в зоне отдыха «Голубые озёра» или в Центральном парке культуры и отдыха, расположенном на острове, который образован старицей Тобола. После длительного изучения и сравнения вариантов к исполнению был принят последний.

Вероятно, особого желания построить детскую железную дорогу у руководства «большой» дороги не было. Чем ещё можно объяснить тот факт, что строительство полуторакилометрового участка пути растянулось на три года?

27 августа 1986 года началось возведение той части дороги, что проходит по валу, ограждающему города от наводнения. Разработка проектной документации на мост и вторую часть дороги, расположенную на острове продолжалась до 1987 года. Но и после завершения проектно-изыскательских работ темпы строительства не изменились. Строительство дороги было завершено только в 1989 году. 13 августа того же года, в день города, на Курганской ДЖД было открыто движение поездов.

Схема ДЖД

Если вы хотите посмотреть схему путевого развития станции, щелкните мышкой по ее названию
станция Пионерская

На станции Пионерская к этому времени было построено кирпичное здание вокзала и две платформы, одна из которых – высокая. На станции Звёздочка станционных построек нет, а единственная платформа – низкая.

Весь подвижной состав Курганской ДЖД получен с закрытой в конце 1980-х годов казахстанской узкоколейки Булаево–Молодогвардейская.

Из искусственных сооружений следует отметить свайный железобетонный мост длиной 55 м, расположенный в трёхстах метрах от станции Пионерская. Его высота над уровнем воды настолько мала, что каждую весну полотно дороги скрывается под водой. В случае угрозы затопления станции Пионерская весь подвижной состав выводится на станцию Звёздочка, которая находится на 13 метров выше Пионерской.

С мая 1998 года для экономии горюче-смазочных материалов дорога перешла на новый режим работы, при котором движение поездов осуществляется не по расписанию, а по заполнению вагонов пассажирами – поезд отправляется только при наличии в вагонах хотя бы 10 пассажиров. А если бы дорога была построена по любому другому из рассматривавшихся ранее вариантов, этого, скорее всего, не произошло – ей был бы обеспечен стабильный пассажиропоток, поскольку «Голубые озёра» – одна из крупнейших зон отдыха Кургана, а на Увале находится большой дачный посёлок.


Станция Пионерская.
Фото из коллекции П.А. Стрелкова.

Вообще, конец 1990-х годов оказался для Курганской ДЖД очень тяжёлым. Из-за отсутствия денег на ремонт оборудования, смонтированная на перегоне автоблокировка не использовалась, электрическая централизация работала только на станции Пионерская, а на станции Звёздочка стрелки, оснащённые электроприводами, переводятся с помощью курбеля. Из двух тепловозов работал только ТУ2-159, а ТУ2-047 служил для него источником запчастей.


Подвижной состав на станции Звёздочка.
Фото Татьяны Ениной. 1998 год.

Сейчас всё это в прошлом. Весной 2011 года дорога была реконструирована. На всём протяжении пути уложены бетонные шпалы, капитально отремонтированы станционные постройки. Однако с самого открытия и по сегодняшний день наиважнейшей проблемой Курганской ДЖД является, пожалуй, отсутствие собственного учебного корпуса. Кружки юных железнодорожников вынуждены ютиться по чужим углам, что не может не сказаться на качестве подготовки детей.




Тепловоз ТУ10-007 в локомотивном депо Курган.
Фото Алексея Росихина. 19 сентября 2011 года.
последнее обновление страницы: 22.12.2011
Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service

INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!