First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Novomoskovsk

сувенирный календарь на 1999 год
Small Novomoskovsk railways
Opened: May 26, 1955
Total Length: 2.3 kms
Main track length: 1.944 kms
1 station Berezki, 2 halts: Pionerskaya, Yunnatskaya
Signalling & protection: automatic blocking system
Rolling stock: diesel locomotives TU2-126, TU2-241, 4 PV-51 coaches;
Formerly: steam locomotives 159-121, 159-556, Gr-211, diesel locomotive TU3-003, Pafawag coaches
Address: 301670, RUSSIA, Tula region, Novomoskovsk, Berezhnogo street, 1A
Phone: +7 (48762) 3-96-50

Решение о строительстве Новомосковской ДЖД было принято 15 июня 1953 года на общем собрании трудового коллектива комбината «Москвауголь».

Строительство дороги велось силами комбината. Было построено 2.3 км пути (из них главный путь – 1944 метра), двухпутное локомотивное депо на два стойла, станционные постройки, несколько водопропускных труб.

По окончании строительства, 17 декабря 1954 года, дорога была передана Министерству путей сообщения и 26 мая 1955 года состоялось ее торжественное открытие.

схема ДЖД

Кольцо детской железной дороги проложено в городском парке, вокруг каскадных прудов, разделенных плотиной. До начала строительства ДЖД, на этом месте была лесополоса, а на месте прудов – овраг. Сейчас это – излюбленное место отдыха горожан.

Первоначально на маршруте было два остановочных пункта – станция Березки и платформа Пионерская. В 1979 году была построена еще одна платформа Юннатская. В настоящее время эта платформа не используется, поезда на ней не останавливаются.

В организации движения поездов по Новомосковской ДЖД есть еще одна необычная для современных детских дорог особенность – в расписании есть скорые поезда. В отличие от обычных, они не делают остановки на платформе Пионерская.

поезд отправляется со станции Березки. фото 1998 года

С момента открытия дороги на ней работали два паровоза серии 159 (159-121, 1935 года постройки и 159-556, 1938 года постройки). Впоследствии их сменили паровозы Гр. Один из этих паровозов (Гр-211, 1950 года постройки) был получен с Эстонской ж.д. и проработал на ДЖД до 1970 года включительно. В 1970 году дорога получила тепловоз TU2-241, а в 1971 году еще один – TU2-126 после капитального ремонта. Эти тепловозы продолжают нести службу на ДЖД до сих пор. В 1970 году непродолжительное время работал тепловоз ТУ3-003, который затем был передан на вновь открывшуюся Ярославскую ДЖД.

поезд прибывает на станцию Березки. фото 1999 года

В 60-х годах вагонный парк дороги включал 7 пассажирских вагонов Pafawag и одну грузовую платформу. Впоследствии старые вагоны были списаны и заменены 4 вагонами PV-51 1979 года выпуска, которые используются до сих пор. (По некоторым данным, эта замена произошла в 1985 году.)

Интересной особенностью этого состава можно считать то, что все вагоны имеют разные названия: 1 – без названия, 2 – Орленок, 3 – Чебурашка, 4 – Экскурсионный.

Довольно интересен сам процесс доставки подвижного состава на ДЖД. Железнодорожные платформы колеи 1520 мм с погруженным на них узкоколейным подвижным составом выводятся на перегон между станцией Урванка и платформой Московская. На участке, где путь детской железной дороги проходит параллельно пути колеи 1520 мм (на схеме – слева), подвижной состав с помощью железнодорожного крана перегружается с платформ прямо на пути ДЖД.

платформа Пионерская. фото 1998 года

Первые годы движение существования дороги движение, поездов осуществлялось по электрожезловой системе. С 1972 года дорога оборудована односторонней автоблокировкой, межстанционной телефонной связью, поездной радиосвязью. Все стрелочные переводы имеют ручной привод. Интересно, что на дороге используются одновременно как линзовые светофоры (станция Березки), так и прожекторные (пл.Пионерская, пл.Юннатская).

станция Березки. фото 1998 года

Сейчас Новомосковская ДЖД располагает хорошо оборудованным двухэтажным учебным корпусом на станции Березки.


The following material was used in the preparation of this account:
  • "Children's railways of Soviet Union", Moscow, TsNIITEI MPS, 1986
  • booklet "Novomoskovsk children's railways", 1999
  • "Children's railways of Russian MPS", Moscow, TsDDZh, 1999
  • "Children's railways" collection, Moscow, VOLZhD, 2000
  • materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
  • materials given by Edward Grachev

  • Links:
  • Novomoskovsk ChRW (unofficial site, author Edward Grachev)
  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.