First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Novosibirsk
(project)

В последние годы неоднократно возникала волна слухов о готовящемся строительстве Детской железной дороги в Новосибирске. Однако, временами говорилось именно о детской дороге, а временами о своеобразном учебном полигоне для студентов Новосибирского университета путей сообщения. При этом, никакой конкретной информации о проекте найти не удавалось.

Летом 2000 года в Новосибирской прессе промелькнуло сообщение о том, что в мэрии обсуждается проект строительства детской железной дороги на территории зоопарка в Заельцовском парке. Тогда прозвучали совершенно фантастические предложения проложить путь ДЖД на эстакаде на высоте 4-5 метров. Для упрощения дороги предлагалось построить ее без какого бы то ни было путевого развития на станциях. По этой дороге должен был курсировать один единственный электропоезд с кабинами управления по обоим концам. К счастью, этот вариант был забракован.

Тем не менее, от самой идеи строительства ДЖД в Новосибирске не отказались. Проектирование дороги было поручено институтам Сибгипротранс и Желдорпроект, а заказчиками выступили мэрия Новосибирска и управление Западно-Сибирской железной дороги. В августе 2003 года в Заельцовском парке был установлен памятный камень в честь закладки Детской железной дороги, хотя проект ее еще не был готов.

Проектирование линии и сооружений ДЖД сильно осложнялось тем, что дорога должна пройти по реликтовому сосновому лесу. Именно поэтому очень большое внимание уделялось соблюдению экологических и природоохранных норм.

Первый вариант проекта Новосибирской ДЖД был подготовлен по образу и подобию Минской ДЖД: линия длиной около 5 километров с разворотными петлями на концах и минимальным путевым развитием станций. Бóльшая часть линии должна была пройти по существующим противопожарным просекам. Причудливый изгиб в середине линии, вероятно, был обусловлен местными условиями и невозможностью спрямления трассы без серьезного ущерба для леса.


Проектная схема Новосибирской ДЖД. Первый вариант.
Пунктиром отмечена вторая очередь ДЖД.

От реализации этого проекта пришлось отказаться. Устройство разворотных петель на конечных станциях потребовало бы вырубки большого количества деревьев, да и снижало бы качество обучения юных железнодорожников. Также из соображений экологической безопасности пришлось отказаться и от строительства локомотивного депо.

Во втором варианте проекта конечные станции стали тупиковыми и были оборудованы вторыми обгонными путями. В середине линии появился разъезд, позволяющий организовать движение двух поездов со скрещением на разъезде. Кроме того, если в первом варианте проекта прокладка линии ДЖД до зоопарка предусматривалась лишь во второй очереди, то в новом проекте она стала основной.


Проектная схема Новосибирской ДЖД. Второй вариант.
Пунктиром отмечена вторая очередь ДЖД.

В третьем варианте проекта линия первой очереди ДЖД осталась практически такой же, как во втором варианте, лишь немного изменилась прокладка трассы перегона рзд.Ельцовский – ст.Зоопарк. Зато схема второй очереди была изменена кардинальным образом. С вводом второй очереди станция Спортивная перестает быть тупиковой, линия ДЖД по существующим дорожкам выходит из леса на берег реки Оби и идет по нему до центрального входа в Заельцовский парк.


Проектная схема Новосибирской ДЖД. Третий вариант.
Пунктиром отмечена вторая очередь ДЖД.

На станции Спортивная на свободной от леса площадке планируется построить трехэтажный вокзально-учебный комплекс, в котором разместится и пост электрической централизации станции. На остальных остановочных пунктах ДЖД никаких капитальных строений не планируется, а будут построены лишь легкие павильоны.

Из соображений экологической безопасности никакие работы по обслуживанию локомотива проводиться на ДЖД не будут. Для ежедневного осмотра подвижного состава на станции Спортивная предусмотрена эстакада длиной около 50 метров, построенная на естественной впадине. Для выполнения всех остальных регламентных работ локомотивы планируется вывозить на специально оборудованных трейлерах в базовое локомотивное депо Новосибирск-Главный. Кроме того, на станции Спортивная предусмотрен тупик для отстоя пожарного поезда, который будет находиться в постоянной готовности независимо от работы ДЖД.

Протяженность первой очереди ДЖД составляет 2.63 км, из них 1.26 км – перегон ст.Спортивная – рзд.Ельцовский. Оба перегона планируется оснастить двусторонней автоблокировкой.

По детской железной дороге со скрещением по разъезду Ельцовскому будут курсировать два пассажирских поезда, состоящих из тепловоза ТУ7А и пассажирских вагонов ПВ51. Два из трех запланированных тепловозов уже доставлены в Новосибирск и находятся в локомотивном депо Новосибирск-Главный. Изготовление вагонов поручено Мытищенскому заводу Метровагонмаш. Несмотря на то, что вагоны строятся по чертежам Демиховского машиностроительного завода, представитель Западно-Сибирской железной дороги уверяет, что они будут очень сильно отличаться от вагонов, выпускавшихся ранее на ДМЗ.

Но если с подготовкой подвижного состава для ДЖД дела обстоят более или менее хорошо, то подготовка к строительству самой дороги еще даже не начиналась. Процесс застопорился на этапе экологической экспертизы проекта.

Ряд общественных организаций и журналистов начали формирование отрицательного общественного мнения в отношении проекта строительства ДЖД. В местной прессе стали появляться публикации, в которых со ссылкой на нормативы полосы землеотвода для ширококолейных железных дорог говорится о том, что под угрозой вырубки окажутся около 6 тысяч деревьев на площади около 50 гектар. При этом умалчивается тот факт, что узкоколейные железные дороги строятся по совершенно другим нормам. Так, в данном случае полоса отвода принята лишь по 3.1 метра в обе стороны от оси пути.

Не меньше способствуют затягиванию реализации проекта и эксперты-экологи, запросившие для проведения экспертизы срок не менее 2 лет.

В связи с этим под большим сомнением оказывается соблюдение запланированных сроков реализации проекта ДЖД, открытие первой очереди которой было запланировано на День железнодорожника – 1 августа 2004 года.


Эскизы станционных построек Новосибирской ДЖД


Вокзально-учебный комплекс на станции Спортивная.


Вокзал, предположительно, станции Заельцовский парк.




Павильоны промежуточных остановочных пунктов.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Материалы, предоставленные А.И.Ковалевым (управление Западно-Сибирской ж.д.)
  • Материалы, предоставленные А.В.Минаевым (главный инженер института Сибгипротранс)
  • Сайт Мэрии Новосибирска
  • Железная дорога пройдет над тиграми и медведями // «Вечерний Новосибирск», 24.08.2000
  • Вагончик тронется, зоопарк останется // «Красный проспект», 07.09.2000
  • Обсуждается проект строительства детской железной дороги в Новосибирском зоопарке // «Новости Ассоциации сибирских и дальневосточных городов», ноябрь 2000
  • Детская железная дорога – не только роскошь… // «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов», 03.11.2000
  • Стройотряды пойдут… в зоопарк // #171;Красный проспект», 21.11.2000
  • Не навреди – советуют экологи // «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов», 27.02.2004
  • Юрий ГОЛИКОВ, У юных новосибирцев будет своя железная дорога. // «Новосибирские новости», 13.05.2004
  • Екатерина МЕЗЕНЦЕВА, В Новосибирске будет построена детская железная дорога // «Комсомольская правда» (Новосибирский выпуск), 21.05.2004 Татьяна ШАРОНОВА, Чем дальше влез, тем больше дров // «Новая Сибирь», 2004 (точная дата неизвестна)
  • материалы, предоставленные Андреем Поздняковым
  • материалы, предоставленные Евгением Молчаном


  • Unfortunately, about this Children's railway it is not known to me more. If you have any articles, photos, personal impressions about this ChRW, please communicate with me on e-mail or ICQ (UIN 25927180). I shall be very grateful to you.

    Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.