На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Оренбург

Станция Комсомольская. фото из буклета ОДЖД 1967 года.
Открыта 26 июля 1953 года
Длина: 5,8 км
Остановочные пункты: 3 станции (Комсомольская, Пионерская (закрыта), Кировская), 1 блокпост (Дубки)
Расположена вдоль берега реки Урал
Подвижной состав: тепловозы ТУ2-008, ТУ2-086, ТУ10-028, 5 вагонов ПВ51; ранее имелись паровоз Кв-4-017, тепловоз ТУ2-083, 8 вагонов PAFAWAG и 4 грузовых платформы
Искусственные сооружения: 3 водопропускные трубы, 2 переезда, подпорная стенка
СЦБ: автоблокировка (перегон), полуавтоматическая блокировка (перегон)
Адрес: 460000, г.Оренбург, ул.Кирова, 37
Тел: (3532) 79-39-88
Начальник: ГОПАНЕНКО Владимир Викторович
Cправочная информация: режим работы, цены, проезд

19 мая 1953 года по инициативе руководства Оренбургской железной дороги и комсомольцев города Чкалова (так в те годы назывался Оренбург) началось строительство детской железной дороги на правом берегу реки Урал. Решение было воспринято молодёжью города с большим энтузиазмом. Более восьми тысяч человек приняло участие в субботниках. Но, даже с учётом этого, вызывает восхищение скорость, с которой строилась ДЖД. Уже через 68 дней все работы были завершены! Во многих других городах стройка растягивалась на месяцы, а то и годы при почти таком же количестве привлечённых к работе людей.

26 июля того же года, состоялось торжественное открытие дороги. Поезд, состоящий из паровоза Кв4-017 и пяти 4-осных пассажирских вагонов дореволюционной постройки (трёх жёстких и двух мягких – вероятно, Коломенского завода) отправился в свой первый рейс. На линии ДЖД длиной пять километров имелось три станции и две платформы. На всех остановочных пунктах были возведены деревянные станционные постройки и высокие дощатые платформы. Несколько позже дорога была продлена на 800 м, а конечная станция перенесена. В 1957 году за ненадобностью была закрыта платформа Пляж.

схема ДЖД
Если вы хотите посмотреть схему путевого развития станции, щелкните мышкой по ее названию станция Кировская блокпост Дубки платформа Пляж. закрыта в 1957 году станция Пионерская станция Комсомольская Мост через реку Урал. см.фото

Как оказалось в ходе эксплуатации дороги, место для её строительства было выбрано не совсем удачно. С одной стороны, она проходила от окраины города до пригородной зоны отдыха. В ней располагалось 33 пионерских лагеря многих предприятий города. Это обеспечивало дороге постоянный пассажиропоток – в выходные дни поезда ходили переполненными. С другой же стороны, дорога находится в зоне ежегодного паводкового затопления. Уровень воды обычно составляет не менее 1 м, а на станции Комсомольская – даже 2–3 м. После схода воды взору предстаёт печальная картина: в одних местах насыпь размыта, в других – пути занесённым толстым слоем ила и мусора. Вот она – оборотная сторона медали «За самую быструю в СССР постройку детской железной дороги»! Все пятьдесят лет существования ДЖД идёт постоянная борьба с наводнениями. Для предотвращения размыва склона на перегоне Комсомольская–Пионерская построена бетонная подпорная стенка длиной около пяти метров, которую было бы желательно удлинить хотя бы метров до 150. На станции Комсомольская, специально для зимнего отстоя локомотивов, был построен тупик, круто уходящий вверх по косогору. Однако, последние 10 лет этот тупик не используется по назначению из-за опасности разграбления тепловозов. Сейчас подвижной состав отстаивается в районе блокпоста Дубки (самой высокой точки пути), а тепловозы на зиму поднимаются на шпальную решётку высотой около полутора метров.


Подпорная стенка.

Столь неподходящие условия хранения подвижного состава приводят к быстрому выходу его из строя. В 1958 году весь подвижной состав ДЖД был списан. Старые пассажирские вагоны разобрали и переоборудовали в грузовые платформы для хозяйственных нужд. Взамен дорога получила два тепловоза ТУ2-008, ТУ2-083 и восемь вагонов PAFAWAG. Причём, из-за большого пассажиропотока на Оренбургской ДЖД порой курсировали поезда из восьми вагонов – редкое явление для детских железных дорог. С 1972 года на дороге организовано обращение двух составов со скрещением по станции Пионерская.

В конце 1980-х годов дорога получила ещё один тепловоз – ТУ2-086. Примерно в то же время пришедшие в негодность вагоны PAFAWAG были заменены пятью ПВ51. С тех пор на дороге снова курсирует всего один состав. Тепловоз ТУ2-083 в настоящее время уже списан.

После перехода на тепловозную тягу был полностью снят разворотный треугольник на станции Дубки и частично – на станции Комсомольская. Сейчас треугольник на Комсомольской используется для хранения списанных вагонов PAFAWAG. Стрелка, ведущая с главного пути на треугольник, зашита.

С момента открытия и до 1967 года регулирование движения поездов осуществлялось электрожезловой системой. Впоследствии, на перегоне Комсомольская–Пионерская была смонтирована автоматическая блокировка, а на остальных перегонах – полуавтоматическая. При этом, приводы стрелок остались ручными из соображений электробезопасности, поскольку весь маршрут проходит в зоне затопления. Станции оснастили ключевой зависимостью стрелок и сигналов.

После развала СССР, из-за начавшегося экономического кризиса, пионерские лагеря были закрыты, пассажиропоток упал, и дорога начала приходить в упадок. В 1993 году пожаром были уничтожены станционные постройки на Комсомольской, а в 1997 году – на блокпосту Дубки. Примерно тогда же рухнули полностью сгнившие постройки на остальных станциях. Из-за частых наводнений пришли в негодность системы СЦБ. Несмотря на это дорога продолжает функционировать. На станции Комсомольская вместо станционных построек временно установлен остановочный павильон, подаренный городу турецкой фирмой Autosan – своего рода бонус для покупателя, заказавшего крупную партию городских автобусов.


Павильон Autosan на станции Комсомольская.

В мае 1999 года мэр Оренбурга Геннадий Донковцев подписал распоряжение «О разрешении Оренбургскому отделению ЮУЖД проектирования четырёх вокзалов и вагонного депо детской железной дороги». На основании этого распоряжения был заключён трёхсторонний договор между администрацией Оренбургской области, администрацией города Оренбурга и Оренбургским отделением Южно-Уральской железной дороги. В соответствии с этим документом область должна была приобрести восемь вагонов и построить депо для подвижного состава; город – спроектировать здания вокзалов для четырёх станций и выделить деньги на постройку одного из них (на станции Комсомольская); отделение дороги – произвести капитальный ремонт учебного корпуса ДЖД, пути, подвижного состава, средств связи и автоблокировки и построить оставшиеся три вокзала.

К сожалению, за прошедшие пять лет практически ничего из перечисленного выполнено не было. Более того, детская дорога вынуждена была даже закрыть одну из своих промежуточных станций – Пионерскую. Многие руководители, причастные к этому договору, успели сменить место работы, дело было спущено на тормозах. В итоге, Оренбургская ДЖД, увы, так и осталась полуразорённой, а как красиво всё начиналось…


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • 25 лет Малой Оренбургской, Оренбург, изд. «Южный Урал», 1978
  • материалы, предоставленные В. Бояркиным, инструктором Оренбургской ДЖД
  • материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
  • последнее обновление страницы: 22.07.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!