На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Павлодар

Вокзал. фото Виталия Осадчего. май 2001 года
Павлодарская детская железная дорога имени Героя Советского Союза Канаша Камзина
Открыта
в августе 1979 года
Закрыта в 2008 году
Длина: 2.5 км (было 2.7 км)
1 станция Пионерская
Подвижной состав: тепловоз ТУ2-106, 5 вагонов ПВ40
Ранее были: тепловоз ТУ7, пассажирские вагоны PAFAWAG
Обслуживалась взрослыми c 2003 по 2007 год

 

Павлодарская детская железная дорога построена в 1979 году, к 25-летнему юбилею Павлодарского отделения Западно-Казахстанской железной дороги.

ДЖД расположена на восточной окраине города, в Индустриальном районе. Единственная её станция находится на улице Канаша Камзина, соединяющей северо-восточную часть города (так называемый «второй Павлодар») с юго-восточной («Алюминстрой»).

Кольцо детской железной дороги проложено на пустыре рядом с парком имени Гагарина. Единственная станция не имела практически никакого путевого развития за исключением одного ответвления к стоящему рядом с кольцом депо. На территории ДЖД и около неё находится несколько котлованов, заполненных водой. Размещение ДЖД в стороне от городской зоны отдыха, да ещё по соседству с исправительно-трудовой колонией, привело к тому, что детская железная дорога не пользуется особой популярностью в городе. Кстати, именно в связи с расширением территории колонии, в 2001–2003 годах линию ДЖД потеснили, и её протяжённость уменьшилась с 2,7 км до 2,5 км.

Схема ДЖД

В 1997 году дорога была передана в ведение городских властей и практически сразу после этого закрылась. Кирпичное здание вокзала тут же было превращено в шашлычную.

Дальнейшее развитие событий окутано туманом. В казахстанской прессе тех лет можно найти самые противоречивые сообщения о судьбе ДЖД. Так, газета «Казакстан темиржолшысы – Железнодорожник Казахстана» в июле 2000 года сообщила об открытии дороги после трёхлетнего перерыва; агентство «Казпресс» и газета «Павлодарские новости» в августе 2001 года – об открытии дороги после двухлетнего перерыва; в сентябре 2003 года газета «Звезда Прииртышья» опубликовала отчёт, согласно которому все восстановительные работы были проведены ещё в 1999 году, и с тех пор дорога исправно работала. Все сообщения об открытии сопровождались победными реляциями и словами благодарности в адрес павлодарского акимата, проявившего заботу о судьбе ДЖД. Исходя из этого, можно предположить, что дорога начиная с 1999 года действительно работала, а помпезное открытие каждого нового сезона использовалось исключительно для саморекламы местных властей.

При этом с годами дорога становилась «всё менее детской». Если до начала 1990-х годов на ней работали исключительно школьники, то с конца 1990-х годов обслуживали главным образом учащиеся Павлодарского железнодорожного училища ПУ-6. Юные железнодорожники выполняли же только обязанности проводников. А к лету 2004 года обслуживанием бывшей ДЖД занимались уже только взрослые – двое пенсионеров. Но уже к 2008 году дорога встала окончательно. Тепловоз и вагоны стоят в тупике, отрезанном от главного пути ДЖД. Стрелки, ведущие на него раскурочены, а земля перекопана.

Весьма печальна и судьба подвижного состава. Первоначально дорога располагала двумя тепловозами (ТУ2 и ТУ7) и несколькими вагонами PAFAWAG. Впоследствии тепловоз ТУ7 с ДЖД был куда-то передан, а в распоряжении дороги остался только ТУ2-106, на котором зимой 2003–2004 годов силами Павлодарского судоремонтного завода был установлен дизель от речного трамвайчика. В последние годы из Подмосковья привезено пять вагонов ПВ40 (вероятно, уже не новых). Старые же вагоны были сброшены с насыпи и ещё долго гнили в болотце. Возможно, лежат они там и теперь. К счастью, весь уцелевший подвижной состав находится на охраняемой территории промышленного предприятия и хоть как-то защищён от вандалов.

Конечно, возможность восстановления детской дороги ещё есть, но вероятность такого варианта развития событий ничтожно мала.

 

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • информация, полученная от Андрея Позднякова
  • информация, полученная от Тимура Батыршина
  • информация, полученная от Виталия Осадчего
  • информация, полученная от Михаила Уткина
  • «Казакстан темиржолшысы - Железнодорожник Казахстана», № 29 (156), 06.07.2000 г.
  • последнее обновление страницы: 08.02.2010
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!