First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Rostov-na-Donu

Паровоз Гр-185. фото П.А.Стрелкова, 1997 год
The small North Caucasian railway of a name of Yu.A.Gagarin
Opened: November 9, 1940
Length: 3.97 kms (ring)
1 station: Pobeda, 2 halts: Solnechnaya, Viti Cherevichkina
It is located in Park of a name of N.Ostrovkiy
Civil Engineering works: bridge
Rolling stock: diesel locomotives TU2-152, TU2-173, steam locomotive Gr-185, 8 PV40 coaches;
Formerly: steam locomotive Kch-4-101, Pafawag coaches, rail-tractor Mug/2
Address: 344029, RUSSIA, Rostov-na-Donu, Sholohov prospect, Solnechnaya station
Phone: +7 (8632) 51-85-36, 51-96-92, 53-27-33, 59-41-91

ДЖД проходит по периметру парка им.Н.Островского, вокруг стадиона Ростсельмаш.

Первоначально дорога представляла из себя в плане тоже кольцо, но меньшее в диаметре. Линия доходила только до подъездного пути колеи 1520 мм от ст.Ростов-Товарный и образовывала с ним трёхниточный путь. В самом начале существовала единственная станция Победа. Внутри кольца в 1940 году было построено хорошо оборудованное депо.

Во время войны дорога была разрушена. Восстановление ее началось в 1946 году и было закончено в 1948. Скорее всего именно в это время кольцо дороги вытянули на запад, в результате, трехниточный подъездной путь пересек кольцо ДЖД по диаметру, и движение на дороге могло осуществляться как по маленькому кольцу (старому), так и по большому (новому).

На новом участке появились 2 новых остановочных пункта – платформы Солнечная и им.Вити Черевичкина.

схема ДЖД

Сейчас средний рельс трехниточного пути демонтирован. Ветка, которая вела на трехниточный путь со стороны ст.Победа демонтирована (отмечена на схеме пунктиром). Выход с трехниточного пути на кольцо за платформой им.Вити Черевичкина остался, но стрелка зафиксирована костылями.

В самом начале существования ДЖД, по ней ходил поезд «Орленок» из маленьких четырехосных вагончиков. (Впоследствии этот поезд переименовали в «Октябренок». Он проработал на ДЖД до начал 90-х годов, когда вагоны были уничтожены пожаром.) После войны его водил паровоз Кч-4-101 и мотовоз Муг/2. Сейчас курсирует поезд из вагонов PV40 и тепловоза TU2 (в конце 90-х он назывался «Тихий Дон»). В распоряжении дороги имеется вполне работоспособный паровоз Гр-185 (по состоянию на начало 2000 года – в ремонте), который когда-то водил поезд «Пионер», составленный из вагонов Pafawag.

Интересно, что с 1984 года и до середины 90-х на дороге эксплуатировалось три состава.

На дороге всего одна станция, имеющая путевое развитие – Победа (хотя второй путь сейчас не используется), однако пл.Солнечная по традиции также называется «станция». Сейчас вокзал станции Солнечная – большое трехэтажное здание, заложенное в 1982 году и завершенное в 1986 году, где располагается Управление дороги, проводятся занятия железнодорожных кружков и размещен музей дороги. Сейчас это здание практически полностью переоборудовано под гостиницу, кафе и офисы. У дороги остались всего 2 помещения. Никаких дивидендов от сдачи в аренду своего здания Малая Северо-Кавказская не имеет.

Отличная работа Малой Северо-Кавказской была отмечена в 1972 году премией Ленинского комсомола.


The following material was used in the preparation of this account:
  • "The childrens's North Caucasian railway", Rostov-na-Donu, Uprizdat, 1973 (?)
  • "The childrens's North Caucasian railway of a name of Yu.A.Gagarin", Rostov-na-Donu, RIO RFPC, 1990
  • collection "Children's railways of MPS" , Rostov-na-Donu, 1990
  • newspaper "Rostselmashevets", № 95 (11456), May 23, 1990
  • materials from P.Strelkov's private archive
  • materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
  • materials given by A.Vershinin
  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.