ATTENTION! The data listed below can be not actual. |
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis. |
Rostov-na-Donu
The small North Caucasian railway of a name of Yu.A.Gagarin
Opened: November 9, 1940
Length: 3.97 kms (ring)
1 station: Pobeda, 2 halts: Solnechnaya, Viti Cherevichkina
It is located in Park of a name of N.Ostrovkiy
Civil Engineering works: bridge
Rolling stock: diesel locomotives TU2-152, TU2-173, steam locomotive Gr-185, 8 PV40 coaches;
Formerly: steam locomotive Kch-4-101, Pafawag coaches, rail-tractor Mug/2
Address: 344029, RUSSIA, Rostov-na-Donu, Sholohov prospect, Solnechnaya station
Phone: +7 (8632) 51-85-36, 51-96-92, 53-27-33, 59-41-91
ДЖД проходит по периметру парка им.Н.Островского, вокруг стадиона Ростсельмаш.
Первоначально дорога представляла из себя в плане тоже кольцо, но меньшее в диаметре. Линия доходила только до подъездного пути колеи 1520 мм от ст.Ростов-Товарный и образовывала с ним трёхниточный путь. В самом начале существовала единственная станция Победа. Внутри кольца в 1940 году было построено хорошо оборудованное депо.
Во время войны дорога была разрушена. Восстановление ее началось в 1946 году и было закончено в 1948. Скорее всего именно в это время кольцо дороги вытянули на запад, в результате, трехниточный подъездной путь пересек кольцо ДЖД по диаметру, и движение на дороге могло осуществляться как по маленькому кольцу (старому), так и по большому (новому).
На новом участке появились 2 новых остановочных пункта платформы Солнечная и им.Вити Черевичкина.
Сейчас средний рельс трехниточного пути демонтирован. Ветка, которая вела на трехниточный путь со стороны ст.Победа демонтирована (отмечена на схеме пунктиром). Выход с трехниточного пути на кольцо за платформой им.Вити Черевичкина остался, но стрелка зафиксирована костылями.
В самом начале существования ДЖД, по ней ходил поезд «Орленок» из маленьких четырехосных вагончиков. (Впоследствии этот поезд переименовали в «Октябренок». Он проработал на ДЖД до начал 90-х годов, когда вагоны были уничтожены пожаром.) После войны его водил паровоз Кч-4-101 и мотовоз Муг/2. Сейчас курсирует поезд из вагонов PV40 и тепловоза TU2 (в конце 90-х он назывался «Тихий Дон»). В распоряжении дороги имеется вполне работоспособный паровоз Гр-185 (по состоянию на начало 2000 года в ремонте), который когда-то водил поезд «Пионер», составленный из вагонов Pafawag.
Интересно, что с 1984 года и до середины 90-х на дороге эксплуатировалось три состава.
На дороге всего одна станция, имеющая путевое развитие Победа (хотя второй путь сейчас не используется), однако пл.Солнечная по традиции также называется «станция». Сейчас вокзал станции Солнечная большое трехэтажное здание, заложенное в 1982 году и завершенное в 1986 году, где располагается Управление дороги, проводятся занятия
железнодорожных кружков и размещен музей дороги. Сейчас это здание практически полностью переоборудовано под гостиницу, кафе и офисы. У дороги остались всего 2 помещения. Никаких дивидендов от сдачи в аренду своего здания Малая Северо-Кавказская не имеет.
Отличная работа Малой Северо-Кавказской была отмечена в 1972 году премией Ленинского комсомола.
The following material was used in the preparation of this account:
"The childrens's North Caucasian railway", Rostov-na-Donu, Uprizdat, 1973 (?)
"The childrens's North Caucasian railway of a name of Yu.A.Gagarin", Rostov-na-Donu, RIO RFPC, 1990
collection "Children's railways of MPS" , Rostov-na-Donu, 1990
newspaper "Rostselmashevets", № 95 (11456), May 23, 1990
materials from P.Strelkov's private archive
materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
materials given by A.Vershinin
|