First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Uzhgorod

ТУ3-042
Small Lvov (Transkarpatian, Uzhgorod children's) railways
Opened: 1947
Length: 1.2 kms
It is located: Begins from the Theatrical area (behind a Concert Hall), passes through the Botanical garden, comes to an end in City Park
2 stations: Molodezhnaya, Park
Rolling stock: diesel locomotive TU2-018, 2 PV51 coaches;
Formerly: steam locomotives 490.037, Kp4-452, YuZM-336, diesel locomotives TU2-074, TU3-042, Pafawag coaches, 1 freight car
Address: 88015 UKRAINE, Zakarpatskay regin, Uzhgorod, Botanicheskaya naberezhnaya, 2
Chief: ZMUSHKO Lyubov Petrovna

Детская железная дорога в Ужгороде была построена в 1947 году. Путь ДЖД проходит по правому берегу реки Уж. Начинается она на Ботанической (в те годы Пионерской) набережной, прямо за городским концертным залом, проходит по краю ботанического сада и заканчивается в городском парке, где находится станция Парк. Главная станция, на которой размещается управление дороги и учебные классы, находится у концертного зала и именовалась в те годы Сталинской.

При строительстве ДЖД широко применялся путевой материал с других узкоколеек закарпатья, построенных еще во времена Автро-Венгрии. До сих пор на станциях детской железной дороги можно увидеть австрийские стрелочные переводы начала века с очень необычными для наших железных дорог остряками и безбалансирными стрелочными станками.

Почти каждую весну пути ДЖД затапливало во время половодья. Для предотвращения оползней во время ливней и наводнений, рядом со станцией Сталинской имелась подпорная стена длиной около 50 метров.

Из-за тесноты на набережной не удалось построить обгонный путь непосредственно у перрона станции Сталинская. В результате, сама пассажирская платформа находится у тупика, а обгонный путь сделан примерно в 100 метрах от перрона (см. схему путевого развития). В связи с этим весьма необычна и технология маневров на станции. В 50-е годы поезд с пассажирами останавливался на двухпутном участке станции, локомотив обгонял состав, после чего осаживал его вагонами вперед до пассажирской платформы. Высадка пассажиров из поезда осуществлялась после завершения маневров. Впоследствии, из соображений безопасности, отказались от выполнения до высадки пассажиров. Теперь после прибытия поезда на станцию и высадки пассажиров, локомотив без отклонения по стрелкам, по главному пути, осаживает состав на двухпутный участок станции, отцепляется, обгоняет состав по боковому пути и снова вагонами вперед возвращает состав к перрону.

схема ДЖД
Если вы хотите посмотреть схему путевого развития станции, щелкните мышкой по ее названию ст.Пионерская ст.Парк

Первые годы существования Ужгородской ДЖД по ней курсировал поезд из трофейного паровоза 490.037 венгерской постройки (0-4-0, MAVAG Будапешт, 1942, фаб.номер 5258) и нескольких деревянных двухосных вагонов с открытыми тормозными площадками.

В те годы движение поездов на перегоне осуществлялось по электрожезловой системе. А на станции была организована ключевая зависимость стрелок и сигналов. В качестве сигнальных устройств использовались семафоры.

По четвергам на детской железной дороге проводились учения для отработки действий всех служб ДЖД в различных нештатных ситуациях: при выходе из строя электрожезловой системы, при перерыве всех видов связи, при обнаружении неисправности пути, требующей остановки поезда и т.д.

В середине 50-х годов старый подвижной состав детской железной дороги был списан, а взамен получены паровоз Кп4-452, тепловоз TU2-018 и цельно­металлические пассажирские вагоны Pafawag польской постройки.

Через несколько лет после развенчания культа личности Сталина (в конце 50-х или начале 60-х годов) станция Сталинская была переименована в Пионерскую.

В середине 60-х годов серьезной реконструкции подверглись средства СЦБ дороги. На смену электрожезловой системе пришла полуавтоматическая блокировка, вместо семафоров были смонтированы светофоры. При этом, стрелки на обоих станциях так и остались ручными. В 50-е – 60-е годы на Ужгородской ДЖД было четыре стрелочных поста (по два на каждой станции). Все они были размещались в отдельных помещениях. С 80-х годов оборудование стрелочных постов весьма необычно – здание стрелочного поста отсутствует как таковое, а все оборудование поста смонтировано внутри стандартного релейного шкафа.

В середине 60-х годов старое здание вокзала на станции Пионерской было разобрано и построено новое, которое используется до настоящего времени.

Впоследствии парк подвижного состава ДЖД пополнился тепловозами TU2-074, ТУ3-042 и цельно­металлическими пассажирскими вагонами PV51 постройки Демиховского машино­строительного завода. К сожалению, когда именно это произошло, и когда были списаны два вышеназванных локомотива, нам достоверно установить не удалось. В настоящее время парк подвижного состава ДЖД включает лишь тепловоз TU2-018 и два вагона PV51.

В 1991 году, после распада СССР и объявления независимости Украины, станция Пионерская вновь была переименована. На сей раз в Молодежную.

В 1996 и 1998 годах дорога очень сильно пострадала от наводнений, но была быстро восстановлена и летний сезон отработала как обычно.


The following material was used in the preparation of this account:
  • materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
  • materials from T.Altbergs's private archie
  • A.Gurbich's memoirs on work on the Uzhgorod ChRW
  • material from archive of Lvov ChRW
  • Karel Beneš. Železnice na Podkarpatské Rusi, Praha, Nadatur, 1995
  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.