На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Ужгород

ТУ3-042
Малая Львовская (Закарпатская, Ужгородская детская) железная дорога
Открыта: в 1947 году
Длина: 1.2 км
Расположена: начинается от Театральной площади (за концертным залом), проходит через Ботанический сад, заканчивается в городском парке
2 станции: Молодежная, Парк
Подвижной состав: тепловоз ТУ2-018, 2 пассажирских вагона ПВ40;
ранее были: паровозы 490.037, Кп4-452, ЮЗм-336, тепловозы ТУ2-074, ТУ3-042, вагоны PAFAWAG, 1 грузовой вагон
Адрес: 88015 Украина, Закарпатская обл., г.Ужгород, Ботаническая наб., дом 2
Начальник: ЗМУШКО Любовь Петровна

Детская железная дорога в Ужгороде была построена в 1947 году. Путь ДЖД проходит по правому берегу реки Уж. Начинается она на Ботанической (в те годы Пионерской) набережной, прямо за городским концертным залом, проходит по краю ботанического сада и заканчивается в городском парке, где находится станция Парк. Главная станция, на которой размещается управление дороги и учебные классы, находится у концертного зала и именовалась в те годы Сталинской.

При строительстве ДЖД широко применялся путевой материал с других узкоколеек закарпатья, построенных еще во времена Австро-Венгрии. До сих пор на станциях детской железной дороги можно увидеть австрийские стрелочные переводы начала века с очень необычными для наших железных дорог остряками и безбалансирными стрелочными станками.

Почти каждую весну пути ДЖД затапливало во время половодья. Для предотвращения оползней во время ливней и наводнений, рядом со станцией Сталинской имелась подпорная стена длиной около 50 метров.

Из-за тесноты на набережной не удалось построить обгонный путь непосредственно у перрона станции Сталинская. В результате, сама пассажирская платформа находится у тупика, а обгонный путь сделан примерно в 100 метрах от перрона (см. схему путевого развития). В связи с этим весьма необычна и технология манёвров на станции. В 1950-е годы поезд с пассажирами останавливался на двухпутном участке станции, локомотив обгонял состав, после чего осаживал его вагонами вперёд до пассажирской платформы. Высадка пассажиров из поезда осуществлялась после завершения манёвров. Впоследствии, из соображений безопасности, отказались от выполнения манёвров до высадки пассажиров. Теперь после прибытия поезда на станцию и высадки пассажиров, локомотив без отклонения по стрелкам, по главному пути, осаживает состав на двухпутный участок станции, отцепляется, обгоняет состав по боковому пути и снова вагонами вперёд возвращает состав к перрону.

схема ДЖД
Если вы хотите посмотреть схему путевого развития станции, щелкните мышкой по ее названию ст.Пионерская ст.Парк

Первые годы существования Ужгородской ДЖД по ней курсировал поезд из трофейного паровоза 490.037 венгерской постройки (0-4-0, MAVAG Будапешт, 1942, фаб.номер 5258) и нескольких деревянных двухосных вагонов с открытыми тормозными площадками.

В те годы движение поездов на перегоне осуществлялось по электрожезловой системе. А на станции была организована ключевая зависимость стрелок и сигналов. В качестве сигнальных устройств использовались семафоры.

По четвергам на детской железной дороге проводились учения для отработки действий всех служб ДЖД в различных нештатных ситуациях: при выходе из строя электрожезловой системы, при перерыве всех видов связи, при обнаружении неисправности пути, требующей остановки поезда и т.д.

В середине 1950-х годов старый подвижной состав детской железной дороги был списан, а взамен получены паровоз Кп4-452, тепловоз ТУ2-018 и цельно­металлические пассажирские вагоны PAFAWAG польской постройки.

Через несколько лет после развенчания культа личности Сталина (в конце 1950-х или начале 1960-х годов) станция Сталинская была переименована в Пионерскую.

В середине 1960-х годов серьёзной реконструкции подверглись средства СЦБ дороги. На смену электрожезловой системе пришла полуавтоматическая блокировка, вместо семафоров были смонтированы светофоры. При этом, стрелки на обоих станциях так и остались ручными. В 1950-е – 1960-е годы на Ужгородской ДЖД было четыре стрелочных поста (по два на каждой станции). Все они размещались в отдельных помещениях. С 1980-х годов оборудование стрелочных постов весьма необычно – здание стрелочного поста отсутствует как таковое, а всё оборудование поста смонтировано внутри стандартного релейного шкафа.

В середине 1960-х годов старое здание вокзала на станции Пионерской было разобрано и построено новое, которое используется до настоящего времени.

Впоследствии парк подвижного состава ДЖД пополнился тепловозами ТУ2-074, ТУ3-042 и цельно­металлическими пассажирскими вагонами ПВ40 постройки Демиховского машино­строительного завода. К сожалению, когда именно это произошло, и когда были списаны два вышеназванных локомотива, нам достоверно установить не удалось. В настоящее время парк подвижного состава ДЖД включает лишь тепловоз ТУ2-018 и два вагона ПВ40.

В 1991 году, после распада СССР и объявления независимости Украины, станция Пионерская вновь была переименована. На сей раз в Молодежную.

В 1996 и 1998 годах дорога очень сильно пострадала от наводнений, но была быстро восстановлена и летний сезон отработала как обычно.

В конце 2007 года Ужгородская ДЖД была передана в подчинение местной администрации. Вскоре после этого дорога оказалась на грани ликвидации. В связи с убыточностью дороги, было принято решение о её закрытии. Летний эксплуатационный сезон 2008 года в срок не начался. Вместо этого на воротах главной станции ДЖД появилось объявление о том, что дорога закрыта по техническим причинам. Журналистам удалось узнать, что в ближайшее время планируется демонтаж линии детской дороги и последующая распродажа её территории. Это известие вызвало большой общественный резонанс. Неоднократно предпринимались попытки убедить местные власти в необходимости сохранения детской железной дороги – гордости Ужгорода. Только в августе 2009 года движение возобновилось. По некоторым данным, сделано это было по инициативе одного из кандидатов в президенты Украины. Правда, дети на ДЖД уже не работают. Какая судьба ждёт детскую дорогу в будущем – покажет время.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
  • материалы из личного архива Т. Алтбергса
  • воспоминания А. Гурбича о работе на Ужгородской ДЖД
  • материалы из архива Львовской ДЖД
  • Karel Beneš. Železnice na Podkarpatské Rusi, Praha, Nadatur, 1995
  • последнее обновление страницы: 07.09.2009
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!