First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Stalingrad / Volgograd
1948-1979

Одна из станций Малой Сталинградской. фото 50-х годов
Opened: May 2, 1948
Length: 3.15 kms
It has been located coast of Volga river
2 stations: Pionerka, Rodimtsevo
Rolling stock: steam locomotives HF11005, HF11025, 4 wooden coaches; later: rail tractor TU2m-025, 3 diesel locomotives TU2 (№ 099, ?, 251), Pafawag coaches.

Previous

Торжественное открытие Малой Сталинградской железной дороги состоялось 2 мая 1948 года. Ее путь протяженностью 3.15 км проходил по набережной Волги от устья реки Пионерки (Царицы) до Мамаева кургана (станция Родимцево). На обоих конечных станциях – Пионерка и Родимцево имелись деревянные станционные постройки.

Часть трассы была проложена вровень с полотном автомобильной дороги и с закрытым межрельсовым промежутком, подобно тому, как прокладывают трамвайные пути. Причем, рельсы на этом участке были уложены не на шпалы, а на стальные поперечные балки, как это делалось обычно на военно-полевых железных дорогах. Ширина колеи была равна 600 мм.

Ширина колеи и способ укладки рельсов не вызывает особого удивления, поскольку после Сталинградской битвы в этих местах осталось немало трофейной техники, в том числе, оборудования и подвижного состава немецких военно-полевых железных дорог.

Первые годы подвижной состав Малой Сталинградской состоял из немецких военно-полевых паровозов HF11 (HF11005 и HF11025) и нескольких деревянных пассажирских вагонов. К сожалению, производителя этих вагонов пока установить не удалось. Построены они были на базе немецких тележек с тормозными площадками. Тормозная площадка, закрепленная на раме тележки, при прохождении кривых поворачивалась относительно кузова вагона. Такое решение, типичное для немецких военно-полевых дорог было весьма необычным для отечественных узкоколеек.

Первые вагоны Малой Сталинградской

С 1957 года (с момента объединения Сталинградской и Рязано-Уральской железных дорог в Приволжскую дорогу) дорога стала именоваться Малой Приволжской.

Примерно в то же время дорога была перешита на колею 750 мм и произошло ее переоснащение – ей было передано три тепловоза TU2 (один из них – номер 099), один мотовоз TU2м-025 и несколько цельнометаллических пассажирских вагонов Pafawag. Они были сформированы в три состава («Пионерия», «Комсомолец» и «Волгоград») по 3-4 вагона в каждом. Весь подвижной состав уже был оснащен автотормозами.

Мотовоз TU2м-025 ведет поезд "Пионерия" по набережной Волги. открытка 1967 года

В таком виде дорога проработала до 1979 года, когда было решено временно перенести ее в бывшее русло реки Пионерки (Царицы) в связи с начавшейся реконструкцией набережной Волги. Однако, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное – после завершения реконструкции, места на набережной для ДЖД уже не нашлось.

Previous

The following material was used in the preparation of this account:
  • "Children's railways of Russian MPS", Moscow, TsDDZh, 1999
  • Report on the activity of the Small Stalingrad railway, 1954
  • magazine "Ogonyok" № 34, August 1969
  • newspaper "Rabochiy transporta" № 88 (3341) Juky 22, 1953
  • materials of the Central museum of a railway transportation (St.Perersburg)
  • materials from RGAKFD archive
  • materials given by V.Zimin
  • materials from A.K.Filippov and P.A.Strelkov's private archive
  • R.Beier, J.O.Slezak, Lokomotiv-Schicksale 1938-1955., Wien, 2001
  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.