На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Ярославль
Часть 1.

Поезд Ярославской ДЖД
Поезд с паровозом Рп-770 на станции.
Фото Аносова из фондов РГАКФД, июнь 1947 года.
Открыта: в мае 1946 года
Закрыта: в 1957 году
Длина: 5,4 км (полная эксплуатационная длина 6 км)
Расположена на левом берегу Волги, вдоль нынешней Тверицкой набережной
Остановочные пункты: 3 станции (Родина, Волга и Победа)
Подвижной состав: паровозы HF 11001 и Рп-770 (серии Wp29), 1 деревянный пассажирский вагон Коломенского завода, 2 деревянных пассажирских вагона завода Мыйзакюла.

История Ярославской детской железной дороги весьма необычна. Переносу с одного места на другое подвергались и другие ДЖД, но в случае Ярославля правильнее всё же говорить о двух разных ДЖД: между закрытием первой и открытием второй прошло 13 лет; от первой ДЖД вторая унаследовала только название. Именно поэтому, описанию старой и новой Ярославской ДЖД мы посвятим отдельные главы.

Впервые о строительстве детской железной дороги в Ярославле заговорили ещё до войны. 15 мая 1937 года газета «Северный рабочий» сообщила, что обсуждавшийся на заседании Дорожного профсоюза железнодорожников (Дорпрофсожа) Ярославской ж.д. вопрос строительства детской дороги в Красноперекопском районе города Ярославля решён положительно. Для изучения опыта работы Мелитопольской ДЖД откомандированы товарищи Конев и инженер Фёдорова. Что помешало осуществить задумку, сейчас уже трудно сказать.

Меньше, чем через два месяца после окончания Великой Отечественной войны, 3 июля 1945 года, начальник тогдашней Ярославской железной дороги издал приказ № 265 «О строительстве детской железной дороги в г. Ярославле».

Первая её очередь – перегон Родина–Волга – открылась в мае 1946 года. По некоторым данным – 9 мая, но более достоверной нам кажется другая дата – 26 мая. К сентябрю 1946 года была закончена вторая очередь детской дороги – перегон Волга–Победа.

Схема ДЖД 1946 года
Если вы хотите посмотреть путевое развитие станции, щелкните мышкой по ее названию. ст.Родина ст.Волга ст.Победа

Дорога проходила всего в нескольких метрах от кромки воды по левому берегу Волги. Позже на этом месте построили Тверицкую набережную. Главная станция, Родина, находилась почти напротив речного вокзала, чуть ниже по течению. А конечная станция Победа – рядом с пионерским лагерем имени С.М. Кирова. На всех трёх станциях были построены красивые деревянные здания вокзалов с традиционной для тех времён башенкой. При этом надо отметить, в остальном пейзаж на маршруте ДЖД был довольно унылым: дорога большей частью шла мимо коллективных огородов и колхозных полей, и лишь в самом конце пути заходила в сосновый бор.

Для того чтобы научить юных железнодорожников различным способам организации движения поездов дорога была оборудована двумя разными системами СЦБ. Разбитый на три блок-участка перегон Родина–Волга оснастили автоблокировкой. На этом перегоне в качестве сигнальных устройств применялись светофоры. На перегоне Волга–Победа смонтировали электрожезловую систему и семафоры.

Подвижной состав для Ярославской ДЖД в основном был доставлен из Прибалтики. Из Латвии прибыл паровоз польской постройки Рп-770 (Wp29-4581, 1929 г.п., зав. № 191). Из Эстонии были получены два деревянных пассажирских вагона, построенных в 1939–1940 году на заводе Мыйзакюла. (Единственный уцелевший вагон такого типа можно увидеть в железнодорожном музее Лавассааре.) Откуда поступил один деревянный пассажирский вагон Коломенского завода – установить не удалось.


В хвосте состава два пассажирских вагона производства железнодорожных мастерских в Мыйзакюле.
Фото из личного архива А.К. Филиппова. 1950-е годы.

В марте 1950 года из Эстонии прибыл ещё один паровоз – переделанный с колеи 600 мм на 750 мм немецкий трофейный HF 11001 (1942 г.п. зав. № 941).

Каждую весну Волга разливалась и затопляла пути Ярославской ДЖД. Больше всего страдала от наводнений станция Родина. В 1953 году она была перенесена на новое место, из-за чего длина главного пути ДЖД уменьшилась примерно на полкилометра.

В 1957 году, в связи со строительством Горьковского водохранилища, уровень воды в Волге поднялся, под водой оказался весь район размещения дороги. Её пришлось закрыть. Сразу же после этого началась разработка проекта переноса дороги на новое место. В надежде на строительство новой ДЖД подвижной состав в законсервированном виде несколько лет хранился в локомотивном и вагонном депо Ярославля, но после четырёх лет ожидания стало понятно, что рассчитывать на скорое решение вопроса не приходится. В 1961 году подвижной состав был списан и сдан в металлолом.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
  • материалы, предоставленные В.А.Рогозиным, начальником ЯДЖД
  • материалы, предоставленные Павлом Желтовым

  • Ссылки по теме:
  • Старая Ярославская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • Старая Ярославская ДЖД на «Сайте о железной дороге» Сергея Болашенко
  • последнее обновление страницы: 31.03.2012
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!