First page
First pageSite mapSearche-mail RUSSIAN  

Children's Railways of the former USSR – Past and Present

ATTENTION! The data listed below can be not actual.
Unfortunately, I don't speak English. And I can't update English version of my site on a regular basis.

Riga

ТУ3-035 фото 60-х годов из архива Музея истории Латвийской жд.
The Riga children's railway of a name Red Latvian Gunslingers
Opened: July 22, 1956
Closed: May, 1997
It is located in Mezhapark
Length: 2.1 kms
2 stations: Komjaunieshu, Skolas, 1 halt Pionieru
Rolling stock: diesel locomotives TU2-244 (TU2m-244) и TU2-273, 6 Pafawag coaches, 2 covered freight cars, 2 flat freight cars;
Formerly: steam locomotives T3-78 (type 86, Kolomna factory), Gr-322, diesel locomotives TU2-077, TU2-093, TU3-035, caches which have been constructed by the Liepaja Railway workshop.
Signalling & protection: semi-automatic blocking system

Детская железная дорога в Риге открыта 25 июня 1956 года.

Ныне разобранная линия ДЖД проходила по территории Межапарка, практически параллельно перегону Саркандаугава - Мангали Видземской линии. Управление дороги располагалось на станции Комъяуниешу, к которой от станции Саркандаугава вели подъездные пути, образовывавшие трехниточный путь совмещенной колеи 1520/750 мм (отмечен на схеме красным цветом).

схема ДЖД

Дорога имела две тупиковые станции – Комъяуниешу (Комсомольская) и Сколас (Школьная), а также одну промежуточную пассажирскую платформу – Пиониеру (Пионер).

Во время строительства пути на дороге, работали полученный из Вильнюса коломенский паровоз типа 86, носивший в Литве обозначение Т3-78 (зав. № 4757, постройки 1914 года), и несколько двухосных грузовых платформ. Этот подвижной состав еще почти год после открытия дороги находился на ДЖД, но не использовался, и впоследствии был списан.

Первым локомотивом, использовавшимся на рижской ДЖД для вождения поездов стал паровоз Гр-322, полученный из депо Гулбене. Сам же поезд был составлен из двух или трех четырехосных пассажирских вагонов, построенных в 1930-31 годах мастерскими Лиепайского военного порта и одного неизвестного пассажирского вагона, изготовленного на базе легких промышленных тележек.

В мае 1957 года парк подвижного состава Рижской ДЖД пополнился новеньким тепловозом TU2-077, полученным непосредственно с завода.

В 1960 году старые пассажирские вагоны были списаны, а на смену им пришли четыре цельнометаллических вагона Pafawag.

В 1964 году дорога полностью отказалась от паровой тяги. Паровоз Гр-322 был передан в депо Лиепая. Единственным локомотивом на ДЖД остался тепловоз TU2-077. Он проработал на ДЖД до 1966 года, когда был передан в депо Таллин-Вяйке, а затем, в 1972 году, на Запорожскую ДЖД. Вместо него дорога получила из этого же депо тепловоз TU2-093.

В 1968 году произошел еще один обмен локомотивами с литовским депо Паневежис. Туда был отправлен тепловоз TU2-093, а взамен получен ТУ3-035, проработавший на Рижской ДЖД до 1971 года. (Впоследствии этот тепловоз попал на Тбилисскую ДЖД.)

В том же году дорога получила из Эстонии тепловоз TU2-244. А еще через год – TU2-273. Эти тепловозы проработали до самого закрытия ДЖД. (Уже во время работы на ДЖД тепловоз TU2-244 был несколько модернизирован в депо Засулаукс и получил обозначение TU2м, что внесло некоторую путаницу, поскольку такой индекс уже давно был присвоен мотовозу TU2м.)

В 60-х годах на платформе Пиониеру случился пожар, уничтоживший все станционные постройки. Тем не менее, поезда еще долго останавливались на этой платформе.

В 1981 году Рижской ДЖД присвоено имя Красных Латышских стрелков.

В 1982 году окончательно ликвидирован остановочный пункт Пиониеру.

В самом начале 80-х годов дорога получила в свое распоряжение списанные с узкоколейки в Паневежисе багажный вагон и два пассажирских вагона Pafawag. Пассажирские вагоны были из самых первых серий с буксами на подшипниках качения и, к сожалению, практически полностью изношенные и не пригодные для дальнейшей эксплуатации.

В 90-х годах, после распада СССР, обе станции ДЖД были переименованы. Станции Комъяуниешу присвоили название Яуниешу (Молодежная), а станции Сколас – Алеяс (Аллейная).

Стрелочный пост

В мае 1997 года детская железная дорога Closed, ее имущество распродано. Оба тепловоза TU2, два крытых грузовых вагона и одна грузовая платформа переданы на узкоколейную железную дорогу Алуксне – Гулбене в Северо-Восточной Латвии. Еще одна грузовая платформа и почтовый вагон поступил в Рижский музей истории Латвийской железной дороги. Два из шести вагонов Pafawag остались на дороге. В них планировалось открыть кафе, но эти планы так и не были осуществлены и сейчас эти вагоны находятся в полностью разгромленном состоянии.

В 2001 году администрация Межапарка рассматривала возможность восстановления ДЖД. Основная сложность заключалась в отсутствии средств ($300.000) на выкуп верхнего строения пути, которое при ликвидации дороги перешло в собственность частной фирмы «Юрас Холдингс».

По мнению директора парка Валдиса Гароза, дорога в любом случае должна была быть восстановлена, и произойти это должно было не позже 2002 года, а вот останется ли дорога детской было под вопросом. (Все зависело от того, удастся ли найти спонсоров для организации обучения детей железнодорожным специальностям. Если же нет, дорогу должна была постичь участь большинства ДЖД, работавших когда-то в ГДР – она стала бы парковой дорогой, обслуживаемой взрослыми.)

К сожалению, оптимизм Валдиса Гароза не оправдался. В конце весны – начале лета 2002 года на дороге были выдраны из земли и вывезены рельсы. Никаких надежд на восставновление ДЖД хотя бы в виде аттракциона не осталось. Рижская ДЖД безвозвратно канула в лету…


The following material was used in the preparation of this account:
  • materials from Toms Altbergs's private archive
  • materials from Peeter Klaus's private archive
  • materials from Pavel Strelkov's private archive
  • materials from Aleksandr Malinovskij's private archive
  • materials given by Vladimir Rosenberg
  • materials given by Vadims Falkovs
  • materials given by Andrew Kovalevskij

  • Yandex of quotation
    Rambler's Top100 Service

    Hosted by Zenon N.S.P.